— Дмитрий Владимирович, как известно недавно Департамент СМИ и рекламы Москвы предложил свою идею радикального переустройства рынка распространения. Главное в ней — замена киосков на новые силами бюджета города. Говоря о недостатках существующей системы, городская власть указывает на принятую на рынке практику сдачи сетями торговых объектов в аренду мелким предпринимателям, за счет чего город существенно недополучает денег за арендную плату. В частности, пресс-секретарь департамента Владимир Яковлев заявил — цитирую: «…сейчас рыночная стоимость субаренды киоска, когда владелец сдает его индивидуальным предпринимателям и не отвечает за ассортимент, составляет от 7 тысяч до 70 тысяч рублей в месяц». Что такое «субаренда» для рынка продаж прессы? Действительно ли это зло для него?
— Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно сначала разобраться с самим понятием о «субаренде». К сожалению, сегодня на нашем рынке оно воспринимается неверно. Дело в том, что применительно к исторически установившейся в России практике продаж печати, термин «субаренда» имеет два различных проявления.
Первое — «злое», когда выигравшая аукцион или иным путем получившая право торговой деятельности компания, не утруждая себя, просто пересдает киоск индивидуальному предпринимателю, живя на получаемые арендные платежи. Такие «перекупщики» вредны для любого рынка, так как портят его имидж и подрывают доверие к нему. Факты подобного нерыночного поведения действительно имеют место быть. В этих случаях право на осуществление торговой деятельности на основе аукционов получает не отраслевая компания, а непрофильная фирма. К слову, о необходимости пересмотра существующей аукционной системы АРПП заявляла уже не раз, так как данный механизм позволяет выигрывать аукционы не профессиональным операторам, а сторонним структурам, которые даже не представляют себе — что такое заниматься продажами прессы. В результате, столкнувшись с целым рядом организационных и технологических проблем, эти «победители аукционов» действительно «умывают руки» и пересдают торговые точки другим предпринимателям, живя за счет субаренды. Подобную деятельность профессиональные операторы рынка решительно осуждают и считают ее нарушением отраслевой этики. Таких предпринимателей надо просто гнать!
Второе понимание «субаренды» — «доброе» — лежит в плоскости аутсорсинга рабочего места. Этот механизм ведения бизнеса в области дистрибуции прессы сегодня развит во многих странах мира, например в Польше, Чехии, Латвии, Эстонии и др.; активно его внедрение проходит и на всей территории России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря аутсорсингу печатный рынок получил шанс на выживание в нынешних тяжелых для него условиях. Суть его — разделение функций между разными подразделениями или субъектами рынка.
Владелец киосковой сети заключает договор с индивидуальным частным предпринимателем вместо найма в штат киоскера. Чаще всего это семейный подряд, который обеспечивает работу конкретного торгового объекта и живет не на зарплату, а на собственными руками заработанные деньги. Именно поэтому он максимально заинтересован в высоких продажах, очень активно работает с покупателями, что положительно сказывается на тиражах; его киоск работает полный рабочий день с минимальными простоями и без выходных.
Важно подчеркнуть, что ассортиментом печатной продукции управляет предприятие — владелец сети. Логистику, сортировку, управление товародвижением на основе мощных IT-систем осуществляет либо его оптовое подразделение, либо выделенная структура, если это небольшой холдинг.
За возможность работы под брендом сети, в ее торговом объекте, индивидуальный частный предприниматель платит арендную плату. Из этих денег производится оплата электроэнергии, уборки территории, текущий ремонт киоска и т.п. Поставки продукции этот предприниматель оплачивает по оптовым ценам, сложившимся на рынке Москвы. Зарабатывает он с розничной наценки, оговоренной с владельцем сети и определяемой рынком.
Поэтому в данном случае взаимоотношения между сетью и предпринимателем называть «субарендой» в корне не верно. Это аутсорсинг рабочего места, при котором сеть полностью берет на себя функционал по управлению продажами периодики, книг и сопутствующих товаров в киосках: составление планограмм, учет продаж, заказ продукции, сортировка и отгрузка как прямого потока, так и возвратов и т.д. Все крупные московские сети на сегодняшний день уже оснащены для этих целей профессиональным оборудованием. Так, в компаниях «Роспечать» и «АРИА-АиФ» установлены современные технологические линии TWI; на предприятии «Пресс-Логистик» — новый автоматизированный комплекс AERO; в ГК «Кардос» — система PICK TO LIGHT SYSTEMS и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что к «перекупщикам» отнесли и многочисленные редакции, владеющие небольшими сетями киосков: «Тверская 13», «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Труд» и многие другие. Но дело в том, что редакциям самим обслуживать эту небольшую сеть экономически крайне невыгодно. Поэтому они и нанимают крупные сети для обслуживания своих точек. Взамен же издатели получают возможность проводить различные экспериментальные маркетинговые акции, отслеживать эффективность розничных продаж и тем самым влиять на общий рынок продаж прессы. Разве это плохо?
— Что дает рынку такое разделение функционала между сетью и предпринимателями?
— Такое разделение функций, во-первых, позволяет киоскам работать в бесперебойном режиме. Во-вторых — значительно повышается качество обслуживания покупателей. В-третьих — издатель получает более высокие результаты продаж, потому как аутсорсер (индивидуальный предприниматель) прикладывает все усилия для достижения более высоких финансовых результатов, в которых и сам заинтересован.
Предприятие-владелец организует весь процесс функционирования киосковой сети, нанимая на работу или заключая договоры со всеми участниками производственной цепи. Частный предприниматель сосредоточен только на качественном обслуживании покупателя в данном конкретном месте города. Оптово-логистическое подразделение владельца сети концентрируется на логистике и товародвижении, и за счет больших объемов может устанавливать дорогостоящее западное оборудование по сортировке прямого и обратного потока, разрабатывает не менее дорогостоящие и сложные IT-системы по управлению товародвижением. Малые предприниматели этого сделать просто не в состоянии. К примеру, стоимость одной линии TWI германского производства доходит до 1 млн евро, не говоря уже о затратах на ее годовое обслуживание.
— Сколько в среднем платит сети индивидуальный предприниматель за работу в ее киоске?
— В среднем по московскому рынку аренда составляет около 10-15 тыс. рублей в месяц. Да, есть места и с более высокой арендой, которая порой достигает 50 тыс. рублей. Но это места проходные, расположенные на местах с высоким пассажиропотоком. И всего по Москве их не более 15%, как показывают результаты исследования рынка, проведенного ВЦИОМ. А вот все остальные места предприятия сдают практически бесплатно, зарабатывая только с небольшой оптовой наценки — лишь бы киоск работал и продавал прессу. За эти небольшие деньги обслуживающая компания занимается не только товародвижением, но и поддержкой киоска: уборкой, оплатой электроэнергии, ремонтом и т.д. Поэтому рентабельность ее бизнеса отнюдь не высокая. Оптовое подразделение данной компании сосредотачивает все усилия на оказании качественных автоматизированных услуг для большого количества точек продаж, что, естественно, при таких масштабах снижает затраты на единицу продукции. А это означает, что цена газеты или журнала для читателя становится ниже.
Благодаря сложившейся на рынке системе взаимодействия выигрывают все его участники: и покупатели, получающие более качественное обслуживание, и малый бизнес, имеющий рабочие места, и сети, обслуживающие данные киоски.
— Подобная практика взаимоотношений — российский феномен, или на Западе она также практикуется?
— Идея эта не новая. Еще десять лет назад мы изучали подобную практику на базе польской компании RUCH. Этот крупнейший в Польше распространитель прессы установил несколько форм сотрудничества с розничными агентами, решившими взять в аутсорсинг киоски прессы. Каждая из этих форм характеризуется разной степенью коммерческой свободы аутсорсера: от самой минимальной (все, что он может делать — просто адаптировать ассортимент под конкретную точку), до предоставления широких возможностей, например — осуществлять закупку сопутствующих товаров (но не прессы) у сторонних поставщиков.
Подобные схемы работы, основанные на разделении функционала, распространены и в других странах Европы. По этому же пути исторически развивался и российский рынок. Разрушение сложившихся на нем механизмов грозит кризисом отрасли и еще большим ухудшением ее экономики.
— А какое решение проблемы может предложить АРПП??
— Мы в АРПП разработали систему сертификации предприятий, занятых в сфере продаж прессы как раз именно для того, чтобы исключить появления недобросовестных игроков на нашем рынке. Данные критерии в дальнейшем могут использоваться при проведении конкурсов на право осуществления торговой деятельности — чтобы выигрывать их могли только профессиональные операторы. Таким образом рынок сможет очиститься от недобросовестных игроков, которые, передавая киоски частным предпринимателям, действительно не в состоянии обеспечивать их работу. Полный комплект документов по сертификации, по рекомендации Департамента СМИ и рекламы, уже направлен на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу.
Еще более правильным, на наш взгляд, решением может стать закрепление в долгосрочной аренде мест за киосковыми предприятиями, работающими на этих местах уже многие годы. Достаточно лишь сказать, что множество этих предприятий образовано путем приватизации в начале 90-х годов и обслуживает свои киоски более 30 лет! Есть даже места, оставшиеся аж с довоенных времен. Почему же теперь им не доверяют и лишают бизнеса?
— Давая интервью порталу М24, пресс-секретарь Департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев назвалпланируемую реформу рынка «борьбой со спекулянтами». Как вы относитесь к подобным обвинениям в спекуляции со стороны представителя официальной власти?
— Я полагаю, что такого рода обвинения связаны с плохой информированностью или предвзятостью их автора. Чтобы их делать, мало понимать разницу между субарендой, аутсорсингом и франчайзингом; надо знать происходящие на рынке процессы, понимать его особенности и сложности. И самое главное — профессионально разбираться в экономике всей системы распространения периодической печати.
Я бы посоветовал авторам подобных высказываний разобраться и в терминологии, и в механизмах функционирования нашего рынка. А столь резкие или поспешные высказывания в данном случае неуместны и не красят их авторов.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: Московские чиновники плохо понимают разницу между субарендой, аутсорсингом и франчайзингом — Дмитрий Мартынов, АРПП
Похожие новости: Субаренда киосков прессы в формате франчайзинга — благо для малого бизнеса и горожан, но понимают это не все, — Анна Грачева («Логос-Финанс)»