Модератором заседания выступил руководитель комитета, генеральный директор ИД «Логос» А.Я.Листевник. На заседании присутствовали С.А.Акинин, директор по продажам в регионах ИД «Херст Шкулев Медиа»; С.В.Алексеенко, генеральный директор ООО «ТДС»; И.В.Ветчинкина, директор по распространению «ИДР-Формат»; А.В.Глечиков, генеральный директор МДП МААРТ; Р.Н.Дорошенко, коммерческий директор ИД «Бурда»; И.А.Загоруйко, коммерческий директор ИД «Мурзилка»; О.В.Иванов, заместитель руководителя службы распространения ИД «Собеседник»; В.Г.Коваленко, генеральный директор ИД «Ваши 6 соток»; С.В.Разин, издатель журнала «Потребитель»; А.Ю.Ромашкин, генеральный директор ООО «Дилетант»; Б.К.Сапожников, директор по продажам периодических изданий «Эгмонт Россия»; Л.А.Третьякова, директор отдела по развитию ИД «Мир новостей»; И.В.Патрикеев, заместитель директора службы распространения ИД «Деловой мир»; А.Э.Хакимов, генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс»; А.П.Шкирмонтов, главный редактор издательства «Промиздат» и другие.
Основными темами обсуждения были:
— внесение поправок в действующее законодательство РФ о рекламе, разрешающих рекламу табака и алкоголя в печатных СМИ;
— перспективы киосковых продаж прессы в г. Москве в условиях принятой городскими властями программы по реформирования рынка;
— актуальные проблемы вывода на рынок распространения новых издательских проектов.
Выступая в рамках обсуждения первого вопроса, заместитель председателя правления АРПП В.В.Керов указал на смягчение риторики Минкомсвязи в отношении рекламы табачных изделий и алкогольной продукции на страницах печатных СМИ. И поскольку ее возвращение в газеты и журналы представляется возможным, АРПП, при поддержке профильных специалистов ИД Hearst Shkulev Media, подготовила перечень поправок в федеральный закон «О рекламе».
Представленный проект изменений рекламного законодательства участниками заседания был принят единогласно. До конца этого года АРПП совместно с ГИПП представит его на рассмотрение в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы РФ.
Обсуждение второго вопроса повестки дня открыл президент АРПП Д.В.Мартынов. В своем выступлении он напомнил историю становления системы распространения прессы в Москве.
Исторически так сложилось, что примерно половина существующих сегодня в Москве предприятий системы продаж прессы образовано путем приватизации. Существовавший в советское время монополист «Моспечать», в момент перехода к рыночным отношениям, был разделен на несколько районных предприятий, которые впоследствии были приватизированы. При этом, говоря о приватизации, необходимо понимать, что предпринимателям передавались не железные конструкции, которые со временем приходят в негодность, а долгосрочные договоры аренды. Если же сегодня будет создано госпредприятие, в ведение которого перейдут и киоски, и земля, на которой они расположены, то по своей сути рынок продаж прессы в Москве встанет на пороге деприватизации с последующим созданием нового государственного монополиста.
По мнению Д.В.Мартынова, с целью сохранения в сегменте продаж прессы свободных рыночных отношений, а также учитывая желание руководства города установить в Москве новые современные киоски прессы, участники рынка предлагают иное решение. Так как Департамент СМИ и рекламы уже заявил о готовности выделения бюджетных средств на обновление киоскового парка, новые киоски предлагается купить и установить за счет города с тем, чтобы в дальнейшем передать их действующим операторам в лизинг.
Участники заседания единодушно поддержали данное предложение президента АРПП, подчеркнув, что реализация изначально предложенного Департаментом СМИ плана по реформированию рынка, помимо озвученной опасности монополизации, таит в себе целый ряд скрытых угроз, в том числе — в области ценообразования, а также доступности до граждан всего спектра печатных СМИ, включая независимые.
Кроме того, на сегодняшний день остается открытым экономический аспект реализации предложенного Правительством Москвы проекта. Отсутствие четкой бизнес-программы (включая плату за аренду), при котором остаются неясными как эффективность всей создаваемой сети, так и каждого отдельного киоска ставит под сомнение необходимость ее поддержки издательской отраслью. Принимавшие участие в заседании издатели, в ответной дискуссии, отметили: инвестиционный проект Департамента СМИ и рекламы в нынешнем виде нереален и экономически несостоятелен.
Тему экономических аспектов дистрибуции прессы и проблему вывода на рынок распространения новых издательских проектов раскрыл в своем выступлении С.Д.Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь». Он подчеркнул, что, к сожалению, издатели в момент запуска новых продуктов не закладывают в бюджет затраты на распространение, а если и учитывают их, то в минимальных объемах. Однако распространение прессы — это не только выкладка газеты или журнала на витрину киоска. Помимо складской обработки, это, зачастую, еще и дорогостоящая логистика, особенно если издатель планирует охватить тиражами максимальное количество регионов. С.Д.Гаврилов призвал издателей еще на этапе планирования запуска как можно более точно моделировать планируемую сеть продаж, и если это необходимо — обращаться за консультациями к распространителям, которые помогут более детально оценить предстоящие затраты на дистрибуцию тиражей. Активное участие в дискуссии по данному вопросу приняли Р.Н.Дорошенко, А.Я.Листевник, С.В.Алексеенко и др. В ответ на выступление С.Д.Гаврилова издатели предложили ввести единые прозрачные условия входа новых изданий в сети распространения с тем, чтобы они могли видеть все затраты дистрибьютора, включая наценку.
В заключении участники заседания еще раз высказались в поддержку предложенных АРПП инициатив по законодательству в сфере рекламы и реформированию рынка киосковых продаж прессы в Москве.
Следующее заседание Комитета АРПП по поддержке новых издательских проектов запланировано на февраль 2015 г.
Обсуждение повестки дня
Участники заседания
Александр Оськин, Ассоциация распространителей печатной продукции
Арнд Ф. Листевник, ПМБЛ
Сергей Гаврилов, АРПИ "Сибирь"
Участники совещания
Пресс-служба АРПП