Киоски прессы в Москве: прошлое, настоящее и неясное будущее

В медийных кругах столицы продолжается обсуждение подготовленного департаментами города Москвы нового проекта реорганизации розничного сегмента продаж прессы. Этой проблематике были посвящены состоявшиеся 16 декабря с.г. заседания Комитета АРПП по поддержке новых издательских проектов и Правления Ассоциации. 

В ходе этих заседаний прозвучали как положительные, так и отрицательные оценки намерений властей создать государственное подконтрольное Департаменту СМИ предприятие, которое на предоставленные земельные участки и на выделенные из бюджета города средства поставит новые киоски и будет сдавать их в аренду распространителям на условиях конкурса. 

Предстоящие преобразования анализировались с точки зрения сохранения прав собственности на киоски, технологического построения структуры рынка прессы, настоящего и будущего экономических показателей системы распространения газетно-журнальной продукции.

Одной из крайне болезненных для владельцев киосков называлась проблема собственности. В связи с этим напоминалось, что примерно половина киосковых сетей города была создана в самом начале 90-х годов в ходе приватизации по частям киосков государственного предприятия - Центрального рознично-подписного агентства «Союзпечать» («Роспечать», «Моспечать»). Суть приватизации заключалась в передачи земли под киосками в долгосрочную аренду, а также самих киосков. В последующие годы данные предприятия были выкуплены частными инвесторами, среди которых ОАО «Роспечать», «Базовый элемент», издательство «ДМ-ПРЕСС» и другие.

Согласно проекту Департамента СМИ киосками будет владеть государственное предприятие, т.е. предполагается деприватизация нынешней киосковой сети. Отсюда ряд вопросов:

   - на каком основании фактически отменяются итоги упомянутой приватизации?

   - будут ли компенсированы предприятиям, приобретшим розничные киосковые сети, понесенные ими затраты?

  - в чём причина изменения сути приватизации: перехода от рыночных отношений в сегменте киосковых сетей в городе к государственному управлению данным сегментом рынка?

Не менее важным  аспектом цивилизованного функционирования рынка, по мнению участников заседаний, являются  механизмы организации его работы. Здесь, в первую очередь речь идёт об арендно-субарендных отношениях, в соответствии с которыми владельцы сетей передают конкретные торговые точки третьим лицам. На практике встречаются два варианта. 

По первому, владелец киосков,  не утруждая себя, просто пересдаёт свой торговый объект индивидуальному предпринимателю, живя на получаемые арендные платежи. Такие «перекупщики» вредны для любого рынка, так как портят его имидж и подрывают доверие к нему. 

Во втором случае, имеем дело с аутсорсингом рабочего места. Этот механизм ведения бизнеса сегодня развит во многих странах мира, в частности в области дистрибуции прессы: в Польше, Чехии, Латвии и Эстонии и др. Внедрение этого механизма активно проходит и на всей территории России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря аутсорсингу печатный рынок получил шанс на выживание в нынешних тяжелых для него условиях. 

Принципиальная особенность этого варианта – разделение функций между разными подразделениями или субъектами рынка. Получивший в аренду киосковую сеть или киоск предприниматель занимается поставками, транспортировкой, логистикой и сортировкой всего товарного потока, который потом предлагается покупателям непосредственно в киосках. Он же занимается ремонтом, обслуживанием, уборкой и покраской всего «киоскового парка». Важно подчеркнуть, что ассортиментом по печатной продукции управляет предприятие-владелец сети. 

Участники заседаний выражали сомнения по поводу того, сможет ли и станет ли госпредприятие заниматься не только работой с арендаторами, но и всем перечисленным выше функционалом, будут ли в состоянии работники госпредприятия к повседневному общению со всеми мелкими контрагентами, которое подразумевает большое количество договоров и документов на поставку, возвраты, ремонтные работы и прочее.

Особое внимание было уделено экономическим вопросам. Участники заседаний признавали, что в нынешних реалиях у значительной части распространителей Москвы действительно нет свободных денег на установку за свой счёт киосков нового дизайна. Это объясняется экономической нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. В частности, указывалось  на отсутствие договоров аренды земли на многие киоски, тем более новых долгосрочных договоров, ограниченный ассортимент сопутствующих товаров, препятствия в получении разрешений на оказание дополнительных услуг, в том числе запрет на холодильники, рекламу и т.п.

В этом контексте в положительном плане отмечалось желание администрации Москвы инвестировать бюджетные средства в покупку и установку киосков современного образца. Особо подчёркивалась важность данного решения в условиях наступившего кризиса и высочайших кредитных ставок, лишающих распространителей возможности устанавливать киоски за кредитные деньги.

Вместе с тем распространители и издатели приводили аргументы, указывающие на рискованность и негативные стороны проекта. Присутствующие на заседаниях представители региональных рынков СМИ выражали беспокойство по поводу того, что пример Москвы способен вызвать цепную реакцию по  покупке в регионах на бюджетные деньги киосковых сетей ранее приватизированных и позднее сформированных частными предпринимателями на собственные средства. В случае развития ситуации в подобном направлении вполне возможно окончательное разрушение рынка данного сегмента по всей России.

Участники заседаний сформулировали предложения, адресованные Правительству Москвы и Департаменту СМИ и рекламы города Москвы. Суть предложения заключается в том, чтобы приобретённые государственным московским предприятием новые киоски были переданы фирмам-распространителям в лизинг. При этом продлить этим фирмам  договоры аренды на предоставленные ранее места не менее чем на 5 лет.

Такое решение позволило бы в корне снять все проблемы:

- город получил бы на улицах киоски нового современного дизайна;

- была бы оказана помощь рынку распространения;

- городу вернулись бы затраченные средства с процентами;

- при этом никаких вопросов о деприватизации и дестабилизирующем влиянии на рынок РФ не возникало бы в принципе.

Наряду с этим в целях придания реформе мелкорозничной торговли прессой цивилизованного и открытого характера предлагается: 

- администрации города совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции, Гильдией издателей периодической печати и Союзом журналистов Москвы провести широкое обсуждение принципов и порядка реализации проекта и выработать рекомендации по сбалансированному подходу к реализации задачи по приданию системе распространения прессы в столице современного вида.

Такой подход к решению стоящей задачи, по мнению представителей медиасообщества, представляется наиболее оптимальным, так как позволяет учесть и сбалансировать  интересы на рынке СМИ всех его участников: Правительства Москвы, журналистов, издателей и распространителей прессы.

Пресс-служба АРПП