Александр Оськин: у распространителей прессы не будет собственности

4 декабря с.г. председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин и ведущий радиостанции «Сити-FM» Дмитрий Потапенко обсудили в прямом эфире планы московских властей по созданию в сегменте киосковых продаж прессы госпредприятия с параллельной ликвидацией частного бизнеса распространителей прессы. PlanetaSMI.RU подготовила расшифровку этой беседы.

***

Дмитрий Потапенко: Третьего числа произошло, на мой взгляд, тектоническое изменение. Мы его не ожидали. Все киоски прессы в Москве переходят в собственность города. Раньше это было частное. Это такая история деприватизации, тихая, спокойная. Об этом заявил руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.

С будущего года действующие операторы (рынка киосковых продаж прессы — PlanetaSMI.RU) — лишь арендаторы в принадлежащих столице нестационарных торговых модулях. Напомню, что все эти модули устанавливали и вкладывали в них деньги операторы. Плохие, хорошие — какие бы они не были. Напоминаю, киоск когда-то стоил 150 тысяч. Сейчас киоск с оборудованием может стоить тысяч 500. И эти киоски расставлялись операторами. Соответственно, сейчас они их должны либо ликвидировать, либо взорвать, либо, как обычно, передать по бросовой цене в город. Потому что куда их девать? Потому что они никому не нужны. Причиной такого решения стало желание города заменить все объекты торговли на модели нового образца, и отсутствие у распространителей прессы денег на такую замену. Прекрасно, что у нашего города есть такие средства, чтобы заставить все однотипными киосками. Это великолепно! Хороший инвестпроект. Главное, чтобы это в очередной раз не было перепродано. И вообще, очень интересно, что наше государство занимается бизнесом. Да, то бишь арендным.

По словам Черникова, имеющийся объем газетных киосков сокращаться не будет. Ну, безусловно, он не будет сокращаться. Наоборот, он будет расти. Все существующие киоски останутся, плюс к ним добавится ряд новых. Сейчас они находятся на согласовании в префектурах и Департаменте торговли.

Что касается арендной платы, которую будут платить операторы рынка, арендующие у города модули, то ее размер будет зависеть от ряда факторов. В том числе и от места размещения. Именно за счет получения арендных платежей, Москва планирует компенсировать свои траты на изготовление и установку торговых модулей. Ну, чисто такой, девелоперский бизнес. До осени 2015 года все киоски прессы столицы заменят на модели нового образца.

Напоминаю, что процесс замены всех работающих в Москве киосков изначально поднимали еще в 2011-м году. Однако тогда продавцам прессы удалось отстоять право на постепенное обновление киоскового парка по причине крайне высокой стоимости торговых модулей. Непомерных для низкомаржинального бизнеса по распространению прессы расходов. По словам Владимира Черникова, механизм реализации представленного плана заключается в создании городом собственной структуры, которая станет полноправным и единоличным владельцем для всех стационарных торговых объектов по специализации печати. Такую же параллель можно сделать с торговыми центрами, с предприятиями общепита, с любым ретейлером. Неважно каким. Предприниматель только арендует, а всем имуществом владеет город. Это прекрасно!

Сейчас у нас на связи председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Александр Оськин Александр Владимирович, Добрый вечер.

Александр Оськин: Здравствуйте.

Дмитрий Потапенко: Вы были на этом совещании лично?

Александр Оськин: Да, я был. Я внимательно слушал, оппонировал… Но я бы хотел не согласиться с вами.

Дмитрий Потапенко: Давайте, не согласитесь.

Александр Оськин: Что это хороший инвестпроект. Это очень плохой инвестпроект! По одной простой причине, что вложенных денег, а по моим прикидкам это не меньше 3 миллиардов рублей, что вернуть эти деньги будет трудно, потому что на падающем рынке доходность киосков прессы и прибыльность смешная. Это является главной причиной, почему распространители сами не смогли поменять все киоски прессы.

Доходность крайне низкая. Поэтому треть киосков прессы в Москве заколочена. На эту мизерную зарплату киоскеров не найдешь. Поэтому, понимаете, не просчитана экономика этого процесса (создания госпредприятия в системе продаж прессы — PlanetaSMI.RU). Я вижу в этом главную ущербность инвестпроекта.

Дмитрий Потапенко: Меня тревожит не только наша с вами, неким образом, альма-матер. Другие компании, прекрасные компании, окажутся просто не при делах, мягко скажем.

Александр Оськин: Да, да. Есть еще очень важная деталь: киоски прессы не смогут работать на этих условиях. Аренда будет сумасшедшая. И тиражи газет рухнут. Пока никто не отдает себе отчет — кто пострадает? Издатели! В общем-то, журналы не будут поступать потребителю в Москве. Вот в чем принципиальный момент.

Еще один принципиальный момент, что все это на самом деле придумал не коллега Черников. Департамент СМИ активно боролся и побеждал, чтобы эти (торговые) объекты (по продаже прессы) не сдавать нам по аукционной схеме, а проводить по конкурсной схеме. А (придумал это) Департамент торговли, это его проект.

Они меняют не только прессу. Все объекты мелкой розницы в Москве будут меняться за бюджетные деньги. Но кроме прессы все будут проводиться на аукционах: шаурма, хлеб, мороженое, вода. Аукционы будут проводиться денежные. Департамент же отстоял, чтобы не проводились аукционы на прессу; (в этом сегменте) будут проводиться конкурсы среди распространителей. Но все равно это процесс тупиковый. По двум причинам. Первая: потому что идет национализация распространительного бизнеса, который стал свободным, частным в начале 90-х годов. А второй важный момент, что рухнут тиражи газет и журналов. Что, я считаю, ЧП для Москвы.

Дмитрий Потапенко: Да. Не могу с вами, коллега, не согласиться. Спасибо, что были с нами на связи.

Напоминаю, это титанические изменения. То, что у распространителей прессы не будет собственности, у них не будет возможности выбирать не только местоположение, но и вообще работать.

Сергей, добрый вечер, вы в эфире.

Сергей: Добрый вечер. Я считаю, что надо обрабатывать схему. Денег хватит, а дальше все эту мелкую торговлю по этой схеме. Действительно, хороший источник денег — для города и для чиновников — на право получить хорошую точку, в хорошем месте. Да, в принципе, не так много людей читает печатную продукцию. Куча Интернета, на планшетах чтение. Мне кажется, что это (периодическая печать) уже несколько такой умирающий вид. Поэтому здесь принято решение обкатывать схему, как с эвакуаторами. Тоже не верили, что найдут денег. Нашли, привлекли. Здесь будет та же самая история.

Дмитрий Потапенко: Идея на эвакуаторах — прекрасный бизнес, мягко сказано.

Сергей: И теперь просто будем платить дважды. Сначала городу — за право получить точки, потом и чиновникам — за это же право, лично.

Дмитрий Потапенко: Спасибо, спасибо за ваш звонок и за ваше мнение.

Подготовил Антон Гапоненко

Источник: PlanetaSMI.RU

Фотография: novostiliteratury.ru

Оригинальное название: Инвестпроект по созданию госпредприятия в системе продаж прессы ущербен из-за отсутствия экономики, — Александр Оськин, АРПП 

Похожие новости: Рынок критикует позицию Виктора Чирятникова