Переворот в развитии цифровых технологий

Никому не захочется читать статью в прессе на тему будущего, которая заканчивается пожиманием плечами и фразой «Я не знаю». Продолжайте читать и оглянитесь на себя: ведь «Я не знаю» - это лучший ответ, парадоксальным образом возникающий из массы статистических данных и исследований. 

И еще, для тех, кто беспокоится о газетах и журналах – кучу экземпляров, которые нужно создать, отпечатать, распространить. Как сказал Питер Престон, это может быть началом здравого смысла. 

Рассмотрим некоторые вещи, заявленные на экспертном уровне за последние 10 лет:

Заявлялось:

- Что переход от печати к мерцающему экрану произойдет почти мгновенно. Через пять лет печатных изданий просто не останется – так говорил европейский гуру цифровых технологий на конференции, на которой я присутствовал ….. как раз пять лет назад.

- Что интеграция новостных разделов, онлайн-журналистика, печать и видеоролики будут работать, сменяя друг друга – таким виделось направление XXI века. (примечание: так видели концепцию «360 градусов») Пока издание Daily Mail не запустило Mail Online, с абсолютно иным кадровым составом, совершенно иной редакторской концепцией, и не стало самым большим и посещаемым сайтом газеты в мире. (прим: кстати, в «Комсомольской правде» такая концепция «360 градусов» тоже не пошла)

- Платный доступ убьет саму сущность открытой цифровой журналистики, жизненную основу свободной демократии. Пока New York Times не реализовала эту идею, а мистер Руперт Мердок не выстроил неприступную крепость, которая не вызвала никакого коллапса.

- Что электронная реклама будет расти и расти – за исключением того, что у издательских компаний этот прогноз не сбылся: в Америке объемы затормозились и сократились, и расценки, на которые возлагались надежды, остались низкими (может, 10 или 12 % от эквивалентной цены для рекламы в печатном издании). И каким-то образом Google удалось откусить большую часть пирога.

- Что есть мантра преимущества цифровых технологий, состоящая в преимущественной публикации материала в режиме онлайн, позволяя круглосуточной сетевой аудитории проникнуть в суть вещей,  - и это сегодня оказалось тривиальным.

- Что честные локальные новостные репортажи в электронном формате, запускаемые всей мощью AOI с сетью Patch, при затратах сотен миллионов долларов, просто обречены на успех. -  Не сложилось, не удалось.

- Что планшетная революция означает избавление от газет и журналов, что в один миг переместит и читателей, и подписку в сеть. Но вспомним iPad Daily все того же Руперта Мердока, которое пришло и ушло не позднее, чем через два года неудачного существования. Или посмотрите на неудачи в заполнении журнальных версий для планшетов (упорные попытки дойти хотя бы до 5 % процентов выручки от подписки и крушение этих надежд на сегодня).

- Что теперь вы можете забыть об iPad и ноутбуках, потому что смартфоны и новости на этих мини-компьютерах, которые вы можете держать в одной руке, делают бесполезными прежние рецепты для электронного рынка. За исключением того факта, что вы не можете много вкладывать, чтобы получить надлежащее возмещение за многомесячное выстраивание приложения и усилия по технологическому усовершенствованию. Между тем реклама на экране мобильного устройства сдала свои позиции (возможно из-за слишком малого размера экрана, а может, потому, что она просто раздражает).

Более того, все это является лишь кратким изложением остановок и запусков, помех и преград на пути, который мы легкомысленно называем развитием цифровых технологий. Я мог бы привести еще больше примеров и множество переворотов, выходящих за грань понимания. Но пока дорога из желтого кирпича весьма извилиста. Гуру, которые пару лет назад уверенно указывали направление XY, кажется, взяли YZ. Будущее требует постоянного переосмысления и пересмотра. Я не стал бы спорить о том, что печать на бумаге- это нечто священное, что нужно сохранять на века. Наоборот, каждый новый технический прорыв заставляет меня почувствовать большую уверенность в эволюционном развитии новостной сферы и журналистики. Совершенно естественно, что среди стольких перемен обнаруживается, что многие вещи не работают,что многие источники иссякли. Отдельные неудачи становятся основой последующего успеха. Но в новостном бизнесе бывает так, что «поспешишь – людей насмешишь».Вместо этого мы соединяли события в некую сверхдоктрину мрачности и разрушения (прим: имеется в виду разрушение рынка печатных СМИ).. Мы видели тенденцию и полагали, что так будет продолжаться вечно, или до тех пор, пока не останется ничего.

На самом деле, когда я путешествую из одного района распространения тиража к другому, впечатления и опыт сильно варьируются. В то время как хосты Digital First Media распространяют сигналы по всей Америке, мой старый друг и коллега Рэй Тиндл выпускает более 20 местных еженедельников по всей Британии  (печатных) (в условиях экономического спада) и не теряет ни пенни. В то время как большинство журналов теряет тиражи в развитых странах мира, особенно, в газетных киосках, открываются новые журналы и достигают успеха. В то время как дорогие ежедневные издания, например, The Independent в Лондоне, теряют продажи в разрушительных объемах, инновационные и более дешевые ежедневники, такие как “i” Indie group демонстрируют впечатляющий рост.

Пока газеты не зарабатывают деньги на сайтах со свободным доступом, свободных и полных версиях печатных газет, таких как London Evening Standard, можно изменить ситуацию, когда прибыль теряется в огромных масштабах. Что делать? Многое нужно сделать, многое делать не нужно. За какую идею спасения стоит ухватиться? Забудьте о панацее, обещающий быстрый и легкий успех (или быстрый конец). Это – мир путешествий, полных надежды, мир преодоления. Это мир, где на самом деле никто ничего не знает.

Питер Престон