Задав в поисковиках необходимые запросы, редакция моментально оказалась на улицах Нью-Йорка: некоторое время назад подборку фотографий газетных киосков, сделанную американским фотографом Рейчелом Бареттом (Rachel Barett), широко растиражировали российские интернет-СМИ.
Вообще, в описании к этим фотографиям указывалось, что фотограф представил в подборке и газетные киоски, и продуктовые ларьки города. Однако, глядя на фото, не поймешь — какая из палаток какую специализацию имеет, настолько широк представленный в них ассортимент. Наряду с газетами, журналами и книгами, на полках киосков (правда, далеко не всегда имеющих «цивилизованный вид») широкий ассортимент всевозможнейшей мелочевки, которую, как известно, «хватают на бегу», напитков и мелких штучных «продуктов питания» (жвачка, шоколадки, леденцы и пр.).
Впечатленная разнообразием и ассортиментными возможностями нью-йоркских продавцов прессы, PlanetaSMI.RU обратилась к российским распространителям, побывавшим в крупнейшем городе США и видевшим все собственными глазами.
Как выяснилось, Алексей Федотов, генеральный директор московской ГК «Столичная пресса» уже несколько лет по долгу службы изучает опыт киосковых продаж Америки. Он и поделился с нашей редакцией своими наблюдениями, сравнив организацию газетной розницы в крупных городах США и Москве.
Алексей Федотов, генеральный директор московской ГК «Столичная пресса»:
За рынком продаж прессы в США я «наблюдаю» уже три года.
В 2013 году в Нью-Йорке стояли еще старые киоски, но потом, буквально в течение шести месяцев, они все были заменены на киоски нового образца — формата «Пресстенд»: узкие, но длинные. Это связано с тем, что Нью-Йорк — плотно застроенный город, и возможности размещения торговых точек форматов «Киоск» и «Павильон» на его улицах попросту нет.
При этом в Нью-Йорке отсутствуют ограничения по установке: пресстенды стоят вплотную к выходам станций метро, на перекрестках, и заметьте — никому не мешают.
К слову сказать, уличная торговля в городе развита превосходно. На нью-йоркских улицах прекрасно размещаются всевозможные сосисочные, точки продаж свежевыжатых соков и т.д. И это помимо того, что первые этажи жилых домов и так заняты магазинами, банками и кафетериями. Как сказала всеми нами «горячо любимая» Х. Клинтон: «В США нужно приезжать хотя бы для того, чтобы почувствовать свободный дух предпринимательства и проникнуться им».
Прочие города США, как например Филадельфия и Вашингтон, так же имеют широко развитую розничную торговлю всевозможных проявлений. Расположенные здесь киоски — более старого образца, но никого это не смущает. Их здесь также много и расположены они практически везде. Удобство граждан США и гостей страны здесь ценится превыше всего. При этом в уличной торговле цены на продукцию значительно ниже, чем в стационарной. Именно рыночные основания двигают прогресс в торговле. Нет безумного стремления «возводить Потёмкинские деревни» и «нагибать» бизнес под «волю» государства.
Не в пример Нью-Йорку в Москве за последние годы, к сожалению, мы видим обратный процесс. Государство давит на мелкий бизнес и постоянно отстаивает интересы крупного ритейла. Запрет рекламы табака и спиртного в прессе не дает издателям возможности зарабатывать дополнительные средства и дотировать свои издания. Эту функцию берет на себя государство в виде грантов издателям, тем самым уничтожая свободу слова в России и, как следствие, конкурентную борьбу за власть, провоцируя застой в экономике, который мы сейчас все наблюдаем.
Тоже самое происходит и с продажей табака в киосках прессы. Во всех странах с развитой экономической системой в газетных киосках всегда продавался и продается табак. Он не приносит существенной выручки, но создает трафик. Госдума же запретила продажу табака мелкому бизнесу исключительно в интересах крупного ритейла, но никак не в проявление заботы о здоровье граждан.
***
PlanetaSMI.RU обязательно рассмотрит организацию газетной розницы и в других странах мира. Чтобы было с чем сравнивать…
Александра Вознесенская