Мэрия Москвы начала наступление на посредников аренды торговых точек в проходных местах

В Москве новый виток реформы уличной торговли. В первую очередь, власти взялись за многочисленные киоски и ларьки. Затем мэрия навела порядок на вещевых рынках: от «Лужи», «Эмерала» и других точек «а-ля Черкизон» не осталось и следа.

А сейчас реформа добралась и до магазинов в подземных переходах и в вестибюлях метро. Как выяснилось, это территория до сих пор контролируется полукриминальной кучкой дельцов-посредников. Они гребут деньги, передавая право аренды торговцам. Но город при этом получает совершеннейшие крохи. За два года департамент транспорта (подземные переходы - это его территория) собирается навести порядок.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ СЕЙЧАС?

- Около 60% всех торговых площадей снимают у метрополитена всего три арендатора, а оставшиеся 40% - еще около 10 человек, - рассказала зам главы столичного департамента транспорта Алина Бисембаева. – Город сдает места за 4-10 тысяч рублей за квадратный метр в месяц. Потом площади пересдают уже конечным предпринимателям в 7-8 раз дороже.

Сейчас почти все магазины закрыты на реконструкцию. Старые договоры на пользование ларьками аннулированы. Дальше подземка будет сдавать территорию в переходах только по принципу прямой аренды – кто выиграл конкурс на получение места, тот и работает. Субаренда запрещена.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

1. Стоимость аренды. Она увеличится в полтора раза – подземка заработает на этом около 1 млрд. рублей. Но из-за того, что посредники уйдут, итоговая цена товаров должна заметно снизиться.

- От нынешней системы аренды площадей в метро кормится очень много людей, - рассказала «КП» продавщица, работающая на станции «Люблино», Елена Гузеева. – Мне и моим коллегам с трудом верится, что властям удастся убрать посредников. Хотя, если администрация добьется успеха, мы все вздохнем свободнее.

2. Изменится и сам формат торговли. Например, власти хотят создать в переходах сеть мини-кафе. Там можно будет купить не только шоколадные батончики, но и горячую еду, чай или кофе. Интересно, что еще несколько лет назад из метро наоборот исчезли почти все заведения быстрого питания. Тогда руководство подземки заявило, что кафе мешают движению пассажиров. Но, видимо, аппетит горожан все-таки оказался важнее.

- Мы сохраним те товары, которые пользуются спросом: напитки, упакованный фастфуд, аксессуары, прессу, книги, канцелярские принадлежности, - заявила Бисембаева. – Но пока у пассажиров есть претензии и к качеству товаров и к оформлению самих магазинчиков.

3. Внешний вид ларьков. С убожеством решено бороться радикально – сейчас большую часть подзменых переходов, принадлежащих метрополитену, начали полностью реконструировать. После ремонта бетонные тоннели превратятся в современные торговые галереи. К освещенным павильонам со стеклянными дверями, будут вести разноцветные напольные указатели – «Одежда», «Пресса», «Мастерская», «Цветы», «Бистро».

4. Привычных магазинов с продавцами станет меньше. Вместо части ларьков поставят торговые автоматы. Власти города присматриваются к механическим киоскам – места они занимают меньше, чем традиционные, выглядят куда лучше.

5. На 20 станциях метро в скором времени появятся так называемые почтоматы. Это автоматические пункты выдачи заказов из интернет-магазинов.

КСТАТИ

На 9 станциях реконструкция уже началась. «Варшавскую», «Кожуховскую», «Люблино», «Марьино», «Новогиреево», «Каховскую», «Аннино», «Чкаловскую» и «Речной вокзал» обещают сдать в конце февраля. К концу 2015 обновят переходы и вестибюли на 96 станциях. А за 2016-й обновят еще 92 станции, нуждающиеся в ремонте. Всего же в городе 188 переходов, примыкающих к станциям метро, - это наиболее прибыльные, «проходные», как говорят торговцы, места.

Олег АДАМОВИЧ

Источник: kp.ru

Оригинальный заголовок: В подземные переходы вернут кафе, а продавцов заменят на роботов

Похожие материалы: Дорожная карта распространителей прессы в Москве: новые задачи в сложных условиях