Киоски прессы Польши: в ассортименте даже лекарства

Продолжая «виртуальные прогулки» по рынкам развитых западных стран, сегодня редакция PlanetaSMI.RU заглянула на улицы Польши. И впечатлилась: помимо ставшего привычным дополнительного ассортимента (канцелярия, табак, напитки и пр.) местные распространители прессы реализуют и безрецептурные лекарственные средства. Вот это действительно — свобода торговли!

В Польше первые газетные киоски появились традиционно на железнодорожных станциях; предлагали они путешествующим гражданам прессу, табак, полезные мелочи.

Первый киоск был открыт в 1919 году на железнодорожном вокзале в Варшаве, а менее чем через полтора года их число достигло 60. К 1935 году Ruch был единственной общенациональной сетью продажи прессы, состоящей из 700 точек: киосков, павильонов, магазинчиков.

Сегодня Польша является одним из лидеров среди европейских стран по обеспеченности населения точками реализации печатной продукции. Пресса присутствует в 57,5 тыс. торговых точек. Обеспеченность жителей Польши объектами прессы составляет — одна торговая точка на 670 жителей.

Согласно данным Палаты издателей прессы (IWP), крупнейшая сеть у компании Kolporter — 27,2 тыс. точек продаж, сеть Ruch составляют 19,5 тыс. точек. Из них количество киосков прессы, по данным польских распространителей, составляет 19,7 тыс.

Надо отметить, что распространительский бизнес здесь поддерживает на плаву отнюдь не особая страсть населения страны к газетам и журналам, а возможность достигать рентабельности за счет сопутствующих товаров.

Так, в киосках Польши каждый год растет продажа лекарств. Увеличивается количество людей, приобретающих лекарственные препараты без рецепта. По результатам исследования TNS OBOP, каждый пятый поляк является покупателем препаратов без рецептов в свободной продаже.

Например, компания Kolporter в 2004 году получила статус фармацевтической оптовой базы. Kolporter, владеющая сетью более чем из 10 000 киосков и павильонов прессы на территории Польши, предлагает около 900 наименований газет и журналов, а также 3 000 позиций сопутствующей продукции. Широкий ассортимент реализуемых безрецептурных препаратов включает обезболивающие, противопростудные, жаропонижающие лекарства, витамины, пищевые добавки, контрацептивы, пластыри и бинты, а также средства от похмелья, против укачивания, для похудения и др.

Компания Ruch, один из крупнейших розничных ретейлеров Польши, поставляющая печатную продукцию на 19,5 тыс. торговых точек с ассортиментом прессы более 2 700 наименований, также распространяет товары массового спроса (FMCG). Их ассортимент насчитывает несколько тысяч наименований, в том числе и безрецептурные лекарственные средства. Дистрибуция осуществляется сетью более чем из 140 оптовых баз FMCG и 14 фармацевтических баз.

Сегодня распространительские компании Польши еще больше расширяют ассортимент киоска. Так, Ruch развивает киоски нового типа площадью 6-8 кв. м (киоск RUCH-1)и площадью 10-15 кв. м. (киоск RUCH-2). Новый киоск поделен на зоны, занимаемые следующими товарными группами:

•пресса и книги (150-200 наименований);

•свежемолотый кофе (кофейный автомат);

•прохладительные напитки (холодильник);

•снэковая и кондитерская продукция в спецхолодильнике;

•табак;

•канцелярские товары;

•на боковых витринах — бытовая химия (порошки, шампуни, косметика для волос, рук и т. п.).

•безрецептурные лекарственные препараты.

В киоске оказываются и дополнительные, связанные и не связанные с периодикой услуги:

•подписка (а также выдача изданий в точке);

•оплата счетов;

•выдача заказов из интернет-магазинов;

•организация курьерской доставки для населения;

•продажа лотерейных билетов;

•билеты на общественный транспорт;

•оплата мобильной связи;

•продажа электронных книг;

•рекламный модуль на торце киоска.

Среднее количество SKU без учета прессы — 1 300.

Конкурент Ruch — Kolporter — развивает киоски площадью 9-10 кв. м. Киоск реализует такие товарные группы:

•пресса и книги (200-300 наименований);

•свежемолотый кофе (встроенный кофейный автомат);

•прохладительные напитки (круглогодичный холодильник);

•снэковая продукция;

•табак;

•карты оплаты мобильной связи;

•лотерейные билеты;

•канцелярия и товары импульсного спроса;

•в некоторых киосках — безрецептурные лекарственные препараты.

Оказываются дополнительные услуги и в киосках компании Kolporter:

•подписка (выдача изданий в точке);

•оплата счетов;

•выдача заказов из интернет-магазинов;

•оплата мобильной связи;

•рекламный модуль.

К слову, Kolporter — лидер в области приема платежей (GSM-технология; доля рынка — 15%). Kolporter владеет более 20 тыс. терминалов в розничных магазинах и киосках, позволяющих пополнять баланс мобильного телефона; в том числе 8 000 терминалов принимают к оплате дебетовые карты. Компания также предлагает осуществлять на своих торговых объектах оплату счетов, предоставляет скидки постоянных клиентам. Доход от этого направления составил 645 млн злотых в 2011 году.

По традиции, прокомментировать зарубежные рынки мы просим наших российских коллег, занятых в области распространения прессы. О газетных киосках Польши PlanetaSMI.RU нам рассказала Ирина Васильева,генерального директора компании «Нева-Пресс»:

— Киоски в Варшаве имеют множество различных вариантов, в том числе — самые современные, внешне привлекательные, оснащенные дополнительными возможностями для уличной торговли. К последним можно причислить новые киоски компании Ruch и небрендованные киоски, расположенные в центральной, исторической части города.

Новые киоски Ruch представлены в двух модификациях: «малый» (6-8 кв. м) и «большой» (не менее 10 кв. м). В зависимости от площади киоска различаются и возможности по наполнению дополнительным торговым оборудованием и сервисами для покупателей.

«Большой» киоск Ruch оснащен кофейной машиной, холодильником-витриной для хранения шоколада и других продуктов, требующих спецхранения, встроенного холодильника для напитков. Кроме того, рядом с киоском зачастую можно увидеть установленный дополнительный холодильник.

В целом, газетные киоски Варшавы производят очень хорошее впечатление. Богатый ассортимент печатной продукции здесь дополнен широкими спектром дополнительных товаров и услуг, что позволяет распространителям прессы держать уровень рентабельности на необходимо высоком уровне. 

По материалам книги «Киоски прессы вчера, сегодня, завтра»

Источник: PlanetaSMI.RU