Об областных газетах
Сейчас в стране более 60 тыс. газет. Часть из них зарегистрированы, но не выходят, часть не зарегистрирована, поэтому точного количества мы не знаем. При этом более 95% газет финансируется местными органами власти через так называемые договоры об информационном обслуживании органов законодательной и исполнительной власти. Это, безусловно, скрытое государственное медиа. Вот, собственно, и все.
Для примера: в среднем по стране в областных газетах на 8 полос приходится 7 фотографий губернатора. Видимо, это связано с тем, что человек утром себя не очень узнает в зеркале и для повышения личной узнаваемости ему надо видеть себя в газете.
И ведь это очень конкретный знак: это — хозяин, хозяин пометил мою территорию, мои 8 полос областной газеты.
О положении СМИ
Газеты огосударствлены. Телевидение огосударствлено давно. Оставшимся «выродкам» не позволяют публиковать рекламу, резко сокращают количество киосков по стране, в которых можно продавать прессу, то есть фактически убивается дистрибуция, мы не можем иметь инвесторов. Суды, как только дело касается политических дел, становятся бутиками эксклюзивных приговоров. Реклама стала политическим бонусом к товару, который называется лояльностью. Не производишь лояльность — не будет тебе рекламы. На самом деле рекламного рынка нет.
Медиа в России — больше не бизнес.
О 20% иностранного капитала
Проблема в том, что никто не будет покупать пакет акций, в котором менее 25%. Потому что это же вообще ничего. Пока нет 25% и одной акции — ты ничем не управляешь, следовательно, ни один серьезный бизнес на это не пойдет. Один из крупнейших американских концернов очень хотел быть у нас одним из акционеров — мы получили звание лучшей газеты Европы, они — лучшая газета столетия, как-то на этом завязаться… Но 20% никого не может устраивать.
О «пятой колонне».
Мне очень не нравится подхихикивание интеллигенции, которая сама себя в шутку называет «пятой колонной». Мол, здравствуй, пятая колонна. Это что еще за шутки? Это что еще мы должны сами себя так называть и по этому поводу еще и веселиться? За это надо в морду давать, а не друг друга этими шутками постмодернистскими тыкать.
Мы не враги этой страны, мы ее ближайшие друзья и патриоты. Мы занимаемся гуманизацией жизни в стране, мы не позволяем убивать наших сограждан. А оказывается, что патриотичность — это когда соглашаются, что надо убивать.
О свободе слова
Свобода слова у нас сейчас колеблется от сотрясания воздуха до сотрясения мозга, от тщеславного блогерства до серьезной работы. Например, работы «Псковской губернии», когда журналистика становится реально экстремальным занятием, которое не приносит денег и вредит здоровью. К нам приходит много стажеров — из ВШЭ, МГИМО, МГУ. И я не очень хочу, чтобы эти стажеры приходили и оставались. Я не очень хочу, чтобы они вообще этим занимались. Потому что это очень тяжелая, крайне тяжелая и очень опасная жизнь. В том числе и в связи с украинской войной и военным преступлением, которое совершило телевидение в отношении нашей страны и в отношении Украины. Мы же понимаем, что нет информационной войны, есть обычная война, просто частично ее функционал реализуется через телевизионный экран.
О войне вместо справедливости
Наш пораненный народ хотел справедливости, а не войны, а ему предложили вместо справедливости войну. Это такая манипуляционная подмена, которая произошла на наших глазах в 2014 году. И получилось вот что. Раньше, когда мы критиковали государство, за нас всегда был народ. А теперь, когда мы продолжаем заниматься тем же, оказывается, что мы и против государства, и против народа.
Правда, мне кажется, что сейчас, благодаря некоторым медиа, благодаря усилиям части гражданского общества, маятник все-таки качнулся.
О честности СМИ
«А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».
Это слова Волошина. И вот это — честная позиция медиа. Но именно вот эта позиция пацифизма и гуманизма, общего «сочувствия ходу жизни», как сформулировал мой друг Юрий Михайлович Рост (российский фотограф и журналист, — прим. Лениздат.Ру), вот эта позиция теперь признана непатриотичной.
Об общественном контракте
Когда-то в стране обменяли свободу на стабильность, и этот контракт много лет действовал. Теперь он закончен. По большому счету, в стране возник новый контракт — обмен мнимого благополучия на иллюзорное величие. Людям захотелось величия, захотелось наполнить свою жизнь каким-то смыслом.
О социальном неврозе
Мы потеряли в прошлом веке 50 млн человек, это огромная драма. Людей надо кормить бульоном, булкой и давать возможность восстановиться. Нет, вместо этого мы возбуждаем социальный невроз. Страна стала невропатом, когда люди все время сидят с пультами, а на экране показывают непонятные изображения с трясущейся камеры.
О манипуляциях
Если вы сравните приемы сетевого маркетинга с тем, что делает, например, один из ведущих российских каналов, вы поймете: это одно и то же. Сначала он говорит, как все ужасно в Европе, как бы развинчивает Пуп Земли. Вот сейчас все развалится, рухнет вся конструкция мироздания. Но тут появляется Кремль, колокола, Спасская башня, президент, и ведущий закручивает все в обратную сторону. Мол, не волнуйтесь, мы снова собрали планету, она продолжит функционировать.
О разочаровании в интернете
В начале века в стране было 12 млн компьютеров. А телевизоров было 90 млн. И у меня было такое ощущение, что когда количество гаджетов приблизится к количеству телевизионных мониторов, то появится альтернатива. И партия интернета победит партию телевизоров. Ведь когда у человека стоит планшет или компьютер — это означает, что, возможно, свободы слова-то и нет, но свобода получения информации есть, 3d-картинку мира ты построить можешь.
Сейчас компьютеров стало 74 млн, телевизоров примерно столько же. Но этой истории почему-то не получилось. И трафик занят в основном просмотром порнороликов. На самом деле, конечно, победила партия холодильников.
Катерина Яковлева
Источник: Lenizdat.ru