Герман Баринов: никакая товарная группа, за исключением алкоголя и табака, не поправит положение в отрасли

В начале этой недели PlanetaSMI.RU рассказывала о ситуации, сложившейся в воронежской сети по распространению прессы «Роспечать». Если коротко, то компанию, собственником которой является Департамент земельных и имущественных отношений воронежской области, дважды пытались продать, но оба раза торги признавались несостоявшимся по причине отсутствия заявок от инвесторов.

А причины отсутствия интереса с их стороны просты: киоски прессы — низкодоходный бизнес, который из последних сил пытается выживать на продажах печати, да еще и максимально ограниченный в ассортиментной политике и задавленный со всех сторон административными и экономическими барьерами. Откуда у чиновников всех рангов взялось убеждение в прибыльности продаж прессы — загадка. Отрадно в этой ситуации только одно — хотя бы власти Воронежа теперь понимают, что никаких сверхдоходов у распространителей прессы нет. Может быть к их мнению прислушаются и главы других регионов?

А PlanetaSMI.RU тем временем решила узнать у крупных игроков киоскового бизнеса — что они думают относительно инвестиционной привлекательности продаж прессы в целом и ситуации с воронежской «Роспечатью» в частности. Сегодня нашим экспертом выступает генеральный директор одной из ведущих компаний Москвы «АРИА-АиФ» Герман Баринов.

— Герман Викторович, в середине января с.г. состоялся аукцион по продаже полного пакета акций воронежской ОАО «Роспечать», однако его признали несостоявшимся по причине отсутствия заявок от потенциальных инвесторов. За 2013 г. выручка компании составила 258 млн. руб., а чистая прибыль — 780 тыс. руб. Как вы считаете — почему инвестор не интересуется таким, по мнению властей, «прибыльным активом», как киосковая сеть по продаже печати?

— Есть два типа инвесторов, первый — профильный, то есть инвестор сам является участником рынка газет и журналов; второй — инвестор, вкладывающий средства в рынок или команду. Потенциальные профильные инвесторы очень хорошо понимают перспективы рынка и экономику бизнеса и в не видят возможности вернуть те самые 21 млн. руб., вложенных в актив, подверженный всем рискам, которые только есть: коммерческим, административным, технологическим и макроэкономическим. В этом смысле показательна ситуация в Воронеже, где есть сильный игрок — «Сегодня-Пресс», который, несмотря на гипотетическую возможность увеличить свою долю на этом локальном рынке и заработать на повышении цен и уникальности ассортимента, так и не решился на этот во всех смыслах рискованный шаг.

Второй тип инвесторов вкладывает деньги в рынки, которые демонстрируют потенциал роста, либо стоят на пороге качественных изменений. С нашим рынком, к сожалению, ничего такого не происходит.

Отсутствие интересантов в сделках по слиянию и поглощению является симптомом очень больного рынка. Если немного пофантазировать, то, наверное, такого рода сделки были бы интересны крупным издательским домам, для которых нужна своя, управляемая дистрибуция, но до настоящего времени издателей вполне устраивал бизнес в том формате, в котором он функционирует в России. Издателям при их высокой рентабельности не зачем было тянуть низкорентабельный «воз» газетной розницы со всеми его проблемами, тысячами людей, административными барьерами, мега-логистикой и тому подобным. Сравните рентабельность по EBITDA стандартной розницы и стандартного издательского дома. Разница в сотни процентов. Зачем в такой ситуации издателям снижать свою прибыльность? Правильно, незачем!

Другой вопрос, что ситуация меняется, рентабельность бизнеса, в том числе и издателей, снижается, и здесь есть поле для размышлений о повышении эффективности всех звеньев: от типографии до киоска. Я все-таки считаю, что издатели рано или поздно заведут себе «своих» распространителей.

— По сообщениям воронежских СМИ, стоимость 16,7 тыс. обыкновенных акций воронежской «Роспечати» составила 21,1 млн. руб. Предположим: если бы вы потенциально хотели расширить свою сеть путем покупки, вложились бы вы за такие деньги в предприятие, обладающее теми же экономическими показателями по доходности, что и «Роспечать» г. Воронеж?

— Нет, я бы не вложился, наверное, и за гораздо менее значительные деньги. Что там покупать? Пару десятков развалившихся домиков, из которых 50% расположены «за углом»? Рассматривать стоит только долю рынка Воронежа и Воронежской области, и правильной в текущей ситуации выглядит покупка доли, которая даст новому оператору доминирующее положение на этом рынке, в противном случае убыток неминуем. В этом смысле позиция того же «Сегодня-Пресс» мне видится очень взвешенной и правильной. Оставаясь лидером рынка, они получат дополнительное value от «тихой смерти» «Роспечати», не инвестируя в рынок ни одной дополнительной копейки.

— Чистая прибыль «Роспечати» за 2013 г. составила 780 тыс. руб. Как вы считаете, такой уровень прибыли адекватен сегодняшним экономическим реалиям?

— Рентабельность по чистой прибыли могла бы быть и получше. Судя по форме собственности, компания не уклонялась от уплаты всех необходимых налогов и выполняла социальные обязательства, но в целом это симптоматично, когда белые компании первыми сходят с дистанции.

— Если бы вам власти «дали добро» на добавление в ассортимент киосков какой-то одной группы товаров, которая могла бы значительно улучшить экономику киосков, что бы вы выбрали? Помимо алкоголя, конечно…

— В отдельности никакая товарная группа, за исключением алкоголя и табака, не поправит положение в отрасли. Напомню, что прогноз 2015 года по выручке в отрасли отрицательный; мы считаем, что выручка от газет, журналов и партворков в целом снизится на 10-15%. Ничего нового, кроме того, что рынок партворков сократился вдвое, а это составляет 30-40% от выручки «киоскеров». Как ни печально это осознавать, но эра киосков прессы завершается, начинается эра мультиформатных уличных городских объектов, когда не будет ассортиментных ограничений и торговать можно и нужно будет всем тем, что имеет спрос у жителей.

— Какие шаги, на ваш взгляд, должна была предпринять власть — и федеральная, и региональная, — для поддержки бизнеса в сфере реализации печати? Этот вопрос тем более актуален, что 2015-й год стал Годом литературы, и уже сегодня власть готова делать встречные рынку шаги.

— Учитывая макроэкономическую ситуацию, у власти гораздо более серьезные проблемы, чем поддержка распространения печати. Мы даже еще не почувствовали «дыхание» кризиса, все только начинается. Не за горами сокращения в бюджетной сфере. Куда пойдет армия бывших госслужащих? Где эти рабочие места в частном бизнесе? А их нет, мы все зарегулировали и упорядочили. Рабочих мест нет, зато есть одинаковые киоски.

Необходимо максимально снять все ограничительные барьеры в торговле, стимулировать частную инициативу, ввести KPI для чиновников по количеству предприятий частного бизнеса на 1000 жителей региона. Я не жду налоговых послаблений или дотаций — не жили мы с этим и начинать не стоит. Но я вправе ожидать от нашего государства солидарной и ответственной работы над повышением эффективности нашей экономики, участия в создании новых рабочих мест, что тем самым обеспечит качество жизни наших граждан в далеко не простых сегодняшних условиях.

Екатерина Савицкая

Источник: PlanetaSMI.RU

Оригинальное название: Герман Баринов, «АРИА-АиФ» — о «дыхании кризиса», рентабельности киосков и «прибыльных» продажах прессы

Похожие новости: Герман Баринов: узкая специализация не может обеспечить распространителям прессы должный уровень рентабельности