Созданы все условия для экономической цензуры в СМИ

С тех пор, как крупные целлюлозно-бумажные комбинаты пересмотрели цены на свою продукцию, над печатной отраслью нависла угроза коллапса. Из-за снижения курса рубля российским ЦБК стало выгоднее работать на экспорт. В итоге на внутреннем рынке бумага подорожала более чем в полтора раза по сравнению с осенними ценами.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву о возможном коллапсе в печатной отрасли, который приведет если не к остановке, то к резкому снижению объемов выпуска полиграфической продукции. Будет сокращен персонал редакций СМИ, грядут проблемы с закупками учебной литературы. «Целлюлозно-бумажные комбинаты пытаются максимально конвертировать в валюту подешевевшие ресурсы и выровнять внутренние цены с европейскими по текущему курсу», — пишет министр.

По подсчетам Ассоциации распространителей печатной продукции, по итогам 2014 года цены газет и журналов в рознице выросли на 10%. Цены на книги тоже повышаются из-за подорожания бумаги, издатели вынуждены сокращать производство. Российский рынок книжной и журнально-газетной продукции продолжает снижаться. Согласно статистике, обнародованной Российской книжной палатой, общий тираж книг и брошюр, изданных в нашей стране в течение 2014 года, сократился по сравнению с предыдущим годом на 10,6%. На 7% меньше, чем в 2013 году, стало наименований печатной продукции.

Это катастрофа

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), деятельность которой направлена на защиту интересов распространителей печатной продукции в России, рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей, что ждет отрасль в новых условиях.

«В этих условиях мы видим катастрофу для отрасли, — сказал Оськин. — Сегодня на встрече с заместителем министра связи Алексеем Константиновичем Волиным мы высказали ему, что угроза повышения цен на бумагу в полтора раза — это катастрофа для газет и журналов. Причем в большей степени это угрожает глянцевым журналам, дорогим, толстым, интересным, потому что там бумага дорогая. Это мелованная бумага, а она стоит дороже, чем, допустим, газетная бумага. И рост цен на эту продукцию может быть еще выше. Такая политика бумажников приведет, я бы сказал, к экономической цензуре, когда издания станут недоступны населению. Естественно, эту продукцию по сумасшедшим ценам покупать никто не будет».

Председатель правления АРПП подчеркнул, что «издатели, полиграфисты поставлены в сложнейшее положение». «По нашему общему мнению, бумажная промышленность искусственно, неоправданно завышает цену на свою продукцию, и мы решительно выступаем против этого», — отметил эксперт.

Александр Оськин привел пример совсем другого подхода к делу: «Приведу такой пример: Почта России. Да, монополист, которого мы часто критиковали, но они, понимая ситуацию, сейчас решили провести досрочную подписку на газеты и журналы. Не просто по прошлогодним ценам, но еще и сбросят стоимость, дадут скидки на прошлогодние цены, чтобы поддержать газеты и журналы. Сегодня это тоже было объявлено на совещании у Волина».

Мы все — в одной лодке

Эксперт замечает, что все участники отрасли «сидят в одной лодке», и поэтому «Почта России поступила грамотно, разумно, а «бумажники» — нет, они этого не понимают». «У них свои проблемы, они много материалов покупают за валюту. Но не все, конечно. Поэтому я сочувствую «бумажникам» тоже в новых трудных условиях, но их планы столь резкого повышения стоимости бумаги искусственны и неоправданны», — констатировал Оськин.

Каким же видит выход из кризисной ситуации Александр Оськин? Он надеется, что правительство РФ сможет разобраться с ценообразованием на рынке бумаги: «Мы предложили провести совещание по этому вопросу в одном из профильных министерств. Нам сказали, что такое совещание будет проведено видимо, в Минэкономразвития, куда будут приглашены и «бумажники», чтобы обсудить их аргументацию. Я думаю, аппетиты некоторых коллег по бумажному рынку придется поумерить», — резюмировал председатель правления АРПП Александр Оськин.

Для справки

У крупного ЦБК «Илим» бумага подорожала с 38 тыс. рублей за тонну в сентябре до 62 тыс. рублей в январе. Рост цены за четыре месяца составил 63,2%.

Ирина Смирнова

Источник: ФАН

Фотография: alkor-4.ru

Оригинальное название: Кризис вводит экономическую цензуру для прессы России

Похожие новости: Виталий Лейбин: отстаивать свободу слова в регионах намного сложнее