Выступая перед собравшимися коллегами, президент АРПП Дмитрий Мартынов подчеркнул особую значимость обсуждения проблем не только литературы и чтения, но и всего информационного поля России в нынешнее, осложненное беспрецедентным внешнеполитическим давлением, время. В условиях развернувшейся информационной войны против нашей страны, как никогда важным представляется повышенное внимание к основным каналам распространения информации, в особенности — на печатных носителях. Ведь именно печать, как источник новостей, исторически пользуется наибольшим доверием у российских читателей. Однако основные каналы донесения печатного слова до граждан, в первую очередь розничный, представленный традиционными газетными киосками, все последние годы подвергаются в нашей стране непрерывным гонениям и притеснениям. Чиновники всех уровней, не обращая внимания на высокую социальную значимость этого рынка, при регулировании торговых отношений, ставят печать в один ряд с прочими товарами массового спроса, чем подрывают и без того слабый экономический фундамент киосков и магазинов печатной продукции.
Наряду с этим, отметил президент АРПП, высшее руководство страны уже не раз в своих выступлениях и программных заявлениях указывало на необходимость максимальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, в феврале прошлого года, обсуждая с правительством планы развития «постолимпийского» Сочи и ставя задачу поиска новых источников экономического роста, Президент РФ В.В.Путин прямо указал: «Рассчитывать, что газ и нефть смогут и дальше тянуть всю экономику, сегодня уже не приходится — необходимо развивать малый бизнес».
Более того, еще в декабре 2012 г., в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, В.В. Путин приравнял развитие малого и среднего бизнеса к ключевым вопросам развития современной экономики.
О том же самом, еще в бытность Президентом РФ, говорил и его предшественник — Д.В.Медведев. (Вот, например, показательная цитата из статьи в «Российской газете» за 2009 г.: «Дмитрий Медведев предупредил, что будет тщательно отслеживать ситуацию с малым и средним бизнесом и намерен на эту тему регулярно общаться с членами правительства. А все потому, что для выхода из кризиса работа этого сегмента представляет особую важность. "Если для его развития не создадим соответствующих условий, то придется восстанавливаться десятилетиями", — подчеркнул глава государства»).
Однако, несмотря на четко обозначенный правительству курс, по факту ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства в нашей стране за эти годы в лучшую сторону не менялась. А порой, например как это было в отношении розничного распространения прессы, даже ухудшалась. И в отрасли периодической печати, и в отрасли книжной, все административные решения приводили лишь к ухудшению экономики, причем по всей производственной цепочке — от типографий до конечных точек продаж. Которых, уточнил Дмитрий Мартынов, сегодня в стране осталось даже меньше, чем в Царской России — около 1,5 тыс. против 8,5 тыс.
«И сейчас, когда 2015-й год объявлен в стране Годом литературы, нашей отрасли представляется реальный шанс донести до руководства страны информацию об истинном положении дел в издательской сфере», — указал президент АРПП, приведя в пример последствия принятого в 2014 г. закона об ограничении иностранного капитала. «Данный закон в конечном результате мог бы помочь нашим отечественным издателям упрочнить собственные позиции. Однако же ситуация такова, что российский издатель, к великому сожалению, в массе своей так и не сумел за прошедшие 20 лет создать действительно массово востребованный медийный продукт. За спинами зарубежных издателей — мощнейший капитал, опыт, технологии; за спинам наших ничего такого нет: многим редакциям сегодня попросту не хватает средств даже на текущие расходы. Именно поэтому на российском издательском рынке нет отечественных новинок, нет громких журнальных брендов, способных составить достойную конкуренцию западным хитам. И сейчас, в Год литературы, отрасль получает шанс на новый виток развития, однако без поддержки государства ей это сделать будет очень не просто», — сделал вывод Дмитрий Мартынов.
По словам президента АРПП, в поддержке нуждается не только производственный сегмент печати, но и отрасль ее распространения. Президент РФ В.В.Путин, обозначая проблематику развития малого и среднего предпринимательства, уже не раз указывал в необходимости прислушиваться к инициативам самих бизнесменов. Возможно сейчас, в Год литературы, чаяния распространителей прессы будут услышаны? Тем более что отрасль сегодня представлена не только молодым поколением предпринимателей, но и ветеранами, стоявшими у истоков ее формирования еще в далекие 90-е, а потому имеющими богатый опыт и готовыми им поделиться на благо всего печатного рынка.
К слову сказать, источник проблем отрасли — отсутствие четкой вертикали власти в этой области — также уходит корнями к моменту формирования рыночных отношений. Дмитрий Мартынов напомнил, что основная часть нынешней системы распространения печатных изданий в нашей стране была основана на приватизации бывшего советского монополиста «Союзпечать». Однако контролировать деятельность этого важнейшего канала донесения печатного слова, равно как и книготорговые сети, в период перестройки было поручено не Министерству печати (что, казалось бы, логично), а ведомствам, ответственным за организацию торговых процессов. Казус в том, что в итоге печатные носители культуры и информации — книги, газеты и журналы — оказались в одном ряду с товарами массового спроса: от гуталина до автомобилей. И когда федеральные и региональные власти от случая к случаю начинают реформировать торговые отношения, вместе с рентабельными отраслями (цветы, одежда, фаст-фуд и пр.) под повышение арендных платежей, аукционы, архитектурные требования, изменения налогового законодательства и т.д. попадают и низкорентабельные, но несущие важнейшую культурную и просветительскую функцию распространители книг и прессы. Отсюда и такая стремительная динамика по сокращению книжных магазинов, по выходу из бизнеса распространителей прессы, по закрытию газетных киосков.
Что можно было бы предпринять в данном случае? Самым логичным решением этого фундаментального для отрасли вопроса, по мнению президента АРПП, могло бы стать восстановление четкой вертикали власти в области создания и распространения информации. Не только печатной, но возможно и всей, тем более что в нынешний век технологий ограничиваться только печатью было бы не совсем верно. Однако что важно, эта вертикаль власти должна регулировать не только редакционную составляющую, но и весь производственный процесс (начиная с производства бумаги и полиграфии), а так же процесс донесения готовой печатной продукции до конечного потребителя (вся цепочка поставок и реализации). Потому что мало написать книгу или сверстать журнал, их надо еще издать и доставить до читателя.
Создание такой вертикали власти (возможно — в лице Министерства информации) позволило бы регулировать всю сферу создания, производства и распространения контента сверху донизу по всей территории страны. В этой части Дмитрий Мартынов привел в пример выпуск в 2013 г. Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2013 N 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации», в котором, в том числе, были прописаны рекомендации для всех субъектов федерации по установке газетных киосков. По поверку же оказалась, что приказ министерства на местах выполнен не был: те регионы, показатели которых отставали от прописанных в документе, так ничего и не предприняли для поддержки системы распространения печати. Причина: рынок распространения прессы регулируется чиновниками «от торговли», и указ Минкомсвязи для них силы не имеет. В лучшем случае к нему прислушались как к рекомендации, в худшем — убрали «в стол». Хотя сам по себе документ мог бы оказать большую действенную помощь всей печатной отрасли.
По мнению президента АРПП, такая система вертикали власти в области информации должна была бы иметь и свои представительства на местах — в каждом субъекте федерации, аналогично системе регулирования торговли. А главной ее задачей было бы формование благоприятной экономической и административной среды для развития информационной отрасли с целью обеспечения информационной безопасности страны и сохранения ее культурного и социального наследия.
Антон Гапоненко, Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие новости: Владимир Григорьев: человека нужно в принципе приучить читать