Как уже сообщала PlanetaSMI.RU, собственник предприятия — Департамент земельных и имущественных отношений воронежской области — уже дважды пытался его продать, и оба раза безрезультатно по причине отсутствия заявок от инвесторов.
Наша редакция решила обсудить с ведущими предприятиями отрасли не только причины частной ситуации с «Роспечатью», но и вопрос инвестиционной привлекательности продаж прессы в современных рыночных условиях в целом. Сегодня нашим экспертом стал Алексей Федотов, генеральный директор ГК «Столичная пресса».
— Алексей, разрешите немного предыстории: меньше месяца назад в Воронеже должен был пройти аукционпо продаже местной сети — ОАО «Роспечать». Но он не прошел — желающих ее приобрести не оказалось. По данным местных СМИ, за 2013 г. выручка компании составила 258 млн руб., а чистая прибыль — 780 тыс. руб. В чем причина отсутствия интереса со стороны инвесторов — как вы считаете?
— Давайте по порядку разберем этот вопрос. В этом абсолютно нет ничего удивительного — ответ здесь простой. Наше государство находится в очень глубоком и затяжном системном кризисе, поразившем все отрасли народного хозяйства. Это всем очевидно. Отрасль распространения СМИ, как и прочие розничные продажи, безусловно, падает. Глубина и интенсивность падения различны. Если мы возьмем в сравнении 2013-й и 2014-й годы, то до ноября 2014 года падение было, но оно было не столь критичным.
С наступлением декабря 2014 года разрыв выручки декабря 2013 и декабря 2014 года — чудовищный по всем показателям практически во всех регионах России. Это всего лишь один из множества факторов. Самый сложный «общероссийский» риск розничной торговли — это ее уничтожение чиновничьим беспределом. Каждый день в России сносятся киоски под любым предлогом. Договора аренды закончились — снос. Аукционы без каких-либо льгот для прессы, она попадает под одну гребенку вместе с водкой, пивом и шаурмой. Политическая неопределенность во всех субъектах Российской Федерации зашкаливает. Никто не будет инвестировать деньги в этот низкорентабельный бизнес, так как его просто-напросто через какое-то незначительное время может не стать.
— Стоимость воронежской «Роспечати» составляла 21,1 млн. руб. Алексей, вот лично вы, как руководитель предприятия, которое гипотетически может быть заинтересовано в расширении сети, вложили бы за подобную сеть такие деньги?
— Это вопрос глубокой оценки и ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо понимать, что ты покупаешь. Если мы говорим о покупке киосковых сетей, то сейчас это абсолютно бесперспективная история. Основная угроза, помимо возможных «токсичных» долгов, это произвол чиновников на местах. Когда происходит сделка, ты, помимо конструкций киосков — «железа», покупаешь право на размещение объекта. Городской или областной администрации может резко не понравиться внешний вид киосков, и они выставят предписание на их замену, могут не продлевать договор или просто расторгнуть его. Прецедентов в России в каждом городе и поселке предостаточно.
— Чистая прибыль «Роспечати» за 2013 г. составила 780 тыс. руб. Как вы считаете, такой уровень прибыли адекватен сегодняшним экономическим реалиям?
— У «Роспечати» был мудрый менеджмент, который я знал лично. С новым руководителем «Роспечати» я пока не знаком. Отрасли необходимы серьезные преобразования. Однозначно одно: прибыль будет лишь стагнировать.
— Если бы у вас появилась возможность добавить какие-то дополнительные позиции в ассортимент газетных киосков (с целью повышения их доходности, конечно), что бы вы выбрали?
— Меня очень часто «уличают» в симпатиях к Западу: я обращаю внимание общественности на то, что там очень серьезно относятся к бизнесу, а в России за последние несколько лет мы стали жить исключительно по системе запретов и наказаний. Под внешней заботой о гражданах, чиновники лоббируют интересы крупного ритейла, уничтожая мелкую розницу экономически и физически. Жизнь в Москве стала намного неудобнее. В жару невозможно купить бутылку воды, приходится идти к крупному стационарному магазину: зимой же не осталось освещаемых остановок общественного транспорта, потому что новые власти Москвы снесли все остановочные торговые модули.
Если говорить о том, что нужно сделать для отрасли распространения СМИ, ответ до боли прост: верните то, что было. Это ассортимент до 2010 года и возможность размещения на конструкции киосках коммерческой рекламы. Это даст возможность держать цены на газетно-журнальную продукцию на относительно невысоком уровне.
Если говорить об образовании более или менее приемлемой прибыли, то необходимо ввести новые товарные группы — снэки в индивидуальной упаковке, горячие чай и кофе. Никогда запреты не приводили к росту рынка.
— Какие шаги, на ваш взгляд, должна была предпринять власть — и федеральная, и региональная, — для поддержки бизнеса в сфере реализации печати? Этот вопрос тем более актуален, что 2015-й год стал Годом литературы, и уже сегодня власть готова делать встречные рынку шаги.
— Ничего хорошего для отрасли издания и распространения СМИ в Российской Федерации с 2010 года сделано не было. Москва в конце 2010-го создала чудовищный прецедент со сносом киосков, который был копирован почти всеми регионами России. Сейчас столица подает другой пример — создание казенного бюджетного предприятия, подконтрольного Департаменту СМИ и рекламы, то есть, лишение распространителей всех прав собственности на объекты торговли и аренду земли. Это еще более серьезно ухудшает экономику отрасли.
Если говорить о решении отраслевых проблем, то путь здесь один: государство должно начать выполнять свои функции как во всем цивилизованном мире — быть регулятором, а не как сейчас — цензором и запретителем всего и вся в угоду крупному бизнесу. Все элементарно. Есть прецеденты западных стран. Нужно взять за основу лучшее и отбросить то, что не сработало. Россия сравнительно недавно живет в системе рыночных отношений. Нужно понимать, что необходимо развивать цивилизованные хозяйственные взаимоотношения, а не скатываться в «совок» в его самом худшем проявлении.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: «Под внешней заботой о гражданах, чиновники лоббируют интересы ритейла, уничтожая мелкую розницу», — Алексей Федотов, «Сегодня-Пресс»
Похожие новости: Герман Баринов: никакая товарная группа, за исключением алкоголя и табака, не поправит положение в отрасли