В ней приняли участие свыше 80 представителей издательских домов, дистрибьюторских компаний, полиграфических предприятий, общественных организаций индустрии печати, журналисты.
Взгляд федерального ведомства
С докладом «Основные болевые точки развития рынка печатных СМИ России на современном этапе» выступил заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий, который, в частности, подчеркнул, что печатная пресса, а тем более книга, вечны, как театр, переживающий сегодня, по словам докладчика, ренессанс.
Анализируя параметры российского рынка прессы, он оценил его выручку в 2013 г. в размере 112,5 млрд. руб., из которых на долю подписки приходится 21,2 млрд. (18,85 %), рекламы – 43,7 млрд. (38,8 %), розницы – 47,6 млрд. руб. (42,3 %). Докладчик отметил, что в 2014 г. наметилась тенденция к снижению этих показателей, особенно серьезно сократится выручка от подписки. Причины кроются в состоянии экономики страны и ряде принятых решений законодательного характера.
Среди таких актов были названы различные запреты рекламы ряда товаров (алкоголя, бадов, табака и пр.), ужесточение налогового бремени, гонения на киоски прессы, а также недавно принятый без сколько-нибудь серьезной экспертизы закон об ограничении иностранного участия в СМИ. Российская медиаотрасль, по словам Г.Н. Кудия, на 80 – 100 % зависит от импорта, поэтому ограничения поставят крест на иностранных инвестициях и резко скажутся на стоимости прессы. Отмена господдержки доставки подписных изданий уже негативно отразилась на тиражах.
По оценке докладчика, усилия медиаобщественности по снятию этих несостоятельных по своей экономической сути законодательных ограничений начали приносить положительные плоды. В частности, об этом свидетельствуют недавние послабления к рекламе пива в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 г., уже принесшие печатным СМИ всего за месяц прирост рекламных доходов на 1 %. В Правительство РФ поступило предложение от Федеральной антимонопольной службы о возврате в уличные ларьки алкоголя и табака.
Значительное место в докладе было уделено проблемам государственной поддержки индустрии печатных СМИ. По словам Г.Н. Кудия, в стране по ряду причин отсутствует целостная политика в этом вопросе. Всего в 2014 г. на государственную поддержку социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации в федеральном бюджете было предусмотрено 99,1 млн. руб. При этом приоритет отдается проектам в региональных печатных СМИ.
Заметную активность в этом направлении проявляет Общероссийское общественное движение «Народный фронт», лоббирующее поддержку региональных и местных общественно-политических газет. Докладчик призвал медиасообщество плотнее работать с этой организацией, которая, кстати, поставила перед Президентом РФ вопрос о поддержке региональных изданий, а результатом соответствующего поручения руководителя государства стало выделение из госбюджета на эти цели 300 млн. руб.
Непростая, а во многом даже кризисная ситуация на рынке печатной прессы заставила издательское сообщество, по оценке Г.Н. Кудия, осознать, что возврата к прежним условиям ведения бизнеса не будет, а объективная реальность сформулировала перед ними новую главную задачу – медийность и освоение новых источников доходов. На практике это означает задачу поиска оптимального соотношения между производством печатной продукции и расширяющейся сферой распространения контента в цифровом формате.
Взгляд распространителей
С докладом «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати» выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Он озвучил несколько прогнозов развития рынка распространения в среднесрочной перспективе, причем все прогнозы оказались неутешительными: российский медиарынок не растет, а только сжимается.
Причин тут несколько. Крайне негативным фактором, по мнению докладчика, является отношение, государственных органов разных уровней к рынку прессы ввиду собственного увлечения гаджетами и непонимания ими роли и значения прессы для населения и будущего печатного периодического слова. Глубокое заблуждение, что печатная пресса умрет и нечего ее поддерживать, не учитывает тот факт, что пресса – это не только информационные газеты, которые можно легко скачать из Интернета, но на 80 %, если не больше, это - культурный феномен. Также не учитывается, что сегодня происходит явная конвергенция печатной периодики и цифрового мира, которые в успешных издательских домах поддерживают друг друга и увеличивают количество читателей и поступление рекламы.
Сегодня, как подчеркнул Д.В. Мартынов, наибольший процент продаж газет и журналов по-прежнему приходится на сектор розничного распространения. Однако киосковая розница сталкивается по всей стране с серьезными трудностями, ведущими по сути дела к ее разрушению. Из больших и малых городов приходит информация об очередном удалении с рынка новой партии киосков, торгующих прессой. При этом местные властные органы взяли на вооружение и широко используют против распространителей набор различных административных и экономических средств, в том числе и часто применяемую в последнее время практику отказа в продлении договоров аренды.
По мнению докладчика, задача на сегодня – создать достаточное количество точек продажи, причем, точек на проходных местах, чтобы они не стояли формально, а эффективно продавали прессу. Здесь есть ориентиры (пример стран Европы, где считается нормой одна точка на тысячу жителей), что отражено и в приказе Минкомсвязи России, который, к сожалению, носит рекомендательный характер.
В целях защиты малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров на розничном рынке прессы необходимо, как представляется докладчику, осуществить комплекс мер. В частности, закрепить соответствующим документом порядок, согласно которому право на осуществление торговой деятельности по реализации периодической печатной продукции возникает на внеконкурсной основе для предприятий, проработавших на рынке не менее 7-и лет. При пролонгации договора аренды на действующий объект розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией предлагается не проводить повторное согласование по переоформлению мест.
Д.В. Мартынов уверен, что реализация этих и других предложений позволила бы не только упростить процедуры оформления и установки торговых объектов, сохранить действующие киоски, но и увеличить их количество. По расчетам специалистов, увеличение количества киосков прессы только на 50 процентов могло бы привести к росту объема рынка печатных СМИ на 26 - 28 %. Соответственно, было бы оправданным ожидать увеличения оборота и количества рабочих мест, как в киосках, так и в типографиях, издательствах. Дополнительные налоговые отчисления в федеральный и местные бюджеты в этом случае составили бы около 3,5 млрд. руб. в год.
Что касается института подписки, то, по мнению Д.В. Мартынова, здесь происходят значительные перемены, которые все сильнее приобретают кризисные черты, ставя под сомнение само существование этого сектора распространения периодики. Еще в ноябре 2012 г. на отчетной конференции АРПП говорилось, что рынок подписки в сравнении с розничными тиражами относительно стабилен и на протяжении последних лет наблюдается сокращение подписных тиражей, но не более 2 – 3 % в полугодие. Однако надежды на сохранение госдотаций, как известно, не оправдались. После отмены субсидий Почта России увеличила тарифы, что вызвало рост подписных цен и, как следствие, - отказ части граждан от подписки. Итогом кампании на 2-е полугодие 2014 г., проведенной по новым ценам, стало сокращение числа подписчиков на 5 млн. чел. Это очень ощутимая цифра. Таким образом, как отметил президент АРПП, на сегодня мы имеем существенное удорожание подписки, сокращение тиражей, подписчиков, доходов издателей, подписных агентств, полиграфистов, уменьшение возможностей влиять на формирование общественного мнения.
Кроме того, подчеркнул Д.В. Мартынов, до сих пор не согласована окончательная редакция закона «О почтовой связи». В данный момент законопроектом предусматривается приватизация Почты России без каких-либо ограничений для последующей продажи государственных акций в частные руки. Согласно существующему мировому опыту, приватизация практически всегда ведет к разукрупнению предприятия.
Почта России, как отметил докладчик, решила самостоятельно заниматься подпиской, создав собственное подписное агентство. Коренную проблему здесь Д.В. Мартынов видит в том, что государство не определилось с главным – что такое собственно Почта России? Это социальный институт, которому нужны дотации, или коммерческая структура, которая сама должна зарабатывать деньги? Когда государство считало, что почта и подписка – это социальные функции, то существовали дотации и объем подписки сохранялся. Сейчас возобладала тенденция, что почта – это коммерческая структура, и, соответственно, дотации отменили. Результат известен. Следующим шагом коммерческой логики президент АРПП считает создание Почтой России подписного агентства. В этом случае через короткое время другие подписные агентства, по его мнению, умрут.
Однако, как сказал докладчик, многие издатели, кстати радуются прямым договорам с Почтой России. Почему? Их настроения на одном из совещаний в пылу жарких дискуссий выразил один крупный московский издатель, сказав, что тогда они используют издательскую силу и согнут почту в «бараний рог», и она будет оказывать услуги дешево, почти бесплатно. Ну а рыночные подписные агентства в бараний рог трудно согнуть в силу коммерческих отношений. Но издатели не следят, на взгляд Д.В. Мартынова, за логикой. Следующим шагом Почты России после создания ею подписного агентства станет то, что делают на рынке все розничные сети, – выжимают все соки из поставщиков. Вот и почта как коммерческая структура начнет ежегодно взвинчивать тарифы, вводить всевозможные бонусы. Это логика коммерческого развития. Тем более, как было сказано, все усугубится, если Почта России в дальнейшем приватизируется и станет де-юре коммерческой структурой.
Д.В. Мартынов напомнил участникам форума, что Акционерное общество «Роспечать» было создано в начале 90-х гг. путем приватизации Союзпечати. Таким образом, было принято решение о создании рынка, что привело к рождению нескольких подписных агентств. Создание Почтой России своего подписного агентства означает, по его мнению, пересмотр итогов приватизации, причем в жесткой форме. Это не национализация, когда выкупаются подписные агентства с их материальной базой, а просто их выживание с рынка.
В связи с этим, задачей АРПП ее президент видит в борьбе за сохранение и развитие рынка подписки, обеспечение необходимых условий для здоровой конкуренции, предоставление одинаковых правил игры для всех участников рынка.
Итак, подвел итог Д.В. Мартынов, проблема медиарынка рассыпается на множество частных, но взаимоувязанных проблем. Можно решать их каждую в отдельности, но на самом деле целесообразно скоординировать усилия всех общественных организаций России и подготовить законопроект о государственной поддержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции.
Участники конференции приняли Рекомендации, включающие ряд мер, которые могут стать важными элементами государственной политики в сфере печатных СМИ в целях преодоления существующих проблем на отечественном рынке периодики, создания предпосылок для устойчивого развития всех его составляющих, обеспечения условий для беспрепятственного поиска и передачи информации, свободного доступа населения к печатному слову.
Развенчание мифа о смерти печатных СМИ
С большим интересом был встречен участниками медиаконференции доклад «Развенчание мифа о смерти печатных СМИ» директора инновационного центра журнальных медиа при университете Миссисипи, профессора С. Хусни (США). В привлекательной манере, с использованием понятной даже неподготовленному слушателю терминологии, с взятыми из реальной жизни примерами он обосновал свою приверженность печатным журналам.
Убежденность в том, что, несмотря на многолетние предсказания, печать не умерла, С. Хусни продемонстрировал с помощью нескольких доводов.
Появившееся в 50-е годы прошлого столетия телевидение не убило театр, а стало новым по тем временам медиасредством. Цифровые наручные часы не смогли потеснить обычные стрелочные, численность которых до сих пор значительно превосходит часы с электронной индикацией. Потребитель все еще желает пальцами ощутить обложку, полистать издание. Так, согласно проведенному анализу, средний житель США тратит на печатную газету в день 21 мин., журнал – 15 мин., а на просмотр одного веб-сайта -1,1 мин. Знаменитости мира моды, культуры, известные спортсмены стремятся оказаться на обложке именно печатного журнала.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., спровоцировал сокращение рекламных поступлений в печатные проекты, что дало повод говорить о победе цифры и смерти печати. Однако в дальнейшем выяснилось, что реклама в электронных СМИ не в состоянии принести достаточный доход, в отличие от традиционных версий. Более того, к 2014 г. рекламные доходы в печатной прессе вернулись к показателям 2008 г.
Очередным этапом развития медиа стала взятая на вооружение продвинутыми издателями концепция «360 градусов». Во многом благодаря новым методам создания контента с использованием различных каналов его продвижения в 2014 г. в США на рынок было выпущено порядка 800 новых издательских проектов.
Главное при создании журнала, подчеркнул С. Хусни, не думать о своем детище как о неодушевленном предмете, надо стремиться его «очеловечить». Надо понимать аудиторию, на которую рассчитано издание. Не надо знать, как печатать газету или журнал, надо вложить в них то, что необходимо читателю!
Например, согласно исследованиям, в США внимание молодежи удерживается в течение 2 секунд. Если за это время не заинтересовал молодого человека – все, он читать это не будет! С. Хусни подчеркнул, что в нас (тех, кто делает СМИ) никто не нуждается, поэтому нужно сделать так, чтобы в нас нуждались.
Докладчик приводил много примеров «вечности» печатного слова. Еще Гераклит предупреждал: нельзя дважды войти в ту же реку. Вода течет постоянно. Вот и цифра – изменяющаяся величина, сегодня информация на веб-сайте есть, а завтра ее может не быть. Но то, что уже напечатано – это постоянно.
Виртуальная собственность не означает ничего, только материальная – настоящая. Пример был приведен из собственного опыта: много лет назад докладчик купил за несколько центов первый выпуск журнала о Человеке-пауке, а недавно такой же экземпляр был продан на аукционе за несколько сот долларов. Первый компьютер, обошедшийся владельцу в несколько тысяч долларов, сегодня не стоит ничего, а простейший можно приобрести за 200 долл.
К тому же С. Хусни уверен, что если создать великолепный продукт для читателя, то обязательно привлечешь к нему внимание рекламодателей. «Ему не нужен ваш продукт, ему нужна ваша аудитория», - подчеркнул знаменитый в мире медиа специалист.
В статье использованы материалы пресс-службы АРПП
Источник: Почтовая связь. Техника и технологии
Похожие новости: Вертикаль власти в печатной отрасли — как гарант сохранения культурного наследия и информационной безопасности — Дмитрий Мартынов, АРПП