Борис Резник: у нас огромные, совершенно неподъемные суммы за доставку печатных газет и журналов

Российский медиарынок находится на грани массового закрытия изданий и сокращения редакционных коллективов. В наиболее тяжелой ситуации оказалась печатная пресса. По мнению секретаря Союза журналистов России, депутата Госдумы Бориса РЕЗНИКА, это случилось во многом из-за непродуманной политики чиновников.

В интервью «НИ» он рассказал о своей инициативе, которая должна облегчить жизнь журналов и газет. Так что же именно необходимо сделать, чтобы предотвратить массовую гибель печатных изданий?

– Борис Львович, в настоящее время для средств массовой информации, особенно печатных, наступил своеобразный момент истины. Можно ли в нынешней ситуации что-то сделать, изменить тенденцию?

– Не только можно, но и нужно. Я считаю, что чиновники во многом виноваты в той тяжелой ситуации, в которой оказались именно печатные средства массовой информации.

– И каким образом положение бумажной прессы, по вашему мнению, можно исправить?

– Прежде всего необходимо обеспечить экономическую независимость СМИ. И это не моя идея, а идея Владимира Владимировича Путина. Он несколько раз говорил о том, что нельзя добиться свободы прессы, не добившись ее экономической самостоятельности. Это очень важная мысль. В то же время чиновники в этой связи мало что делают – да, в общем-то, ничего и не делают для того, чтобы была эта экономическая самостоятельность. Поэтому мы предлагаем принять законопроект «Об обеспечении экономической независимости печатных СМИ». Я его пытался уже дважды вносить, однако не получаю поддержки правительства. Сейчас я буду еще раз пробовать внести эту инициативу.

– Какие именно предложения будут звучать в вашей законодательной инициативе?

– Первое: для печатных СМИ необходимо снизить до предела ставку по НДС. Во многих странах ее вообще нет, в других странах платят 3–5%, и только у нас ставка одинаковая – 18%, что на водку, что на газеты. Во-вторых, есть знаменитое и давно подписанное нами еще в советские времена Флорентийское соглашение, по которому при ввозе не облагается таможенными сборами продукция культуры, искусства и образования. Сюда же относится и печатная продукция, например, бумага, с которой у нас сейчас, к сожалению, берутся таможенные пошлины, когда закупаешь ее за границей. То есть Флорентийское соглашение у нас практически не выполняется. А надо, чтобы оно действовало, тем более что у нас по Конституции есть примат международных соглашений над внутренними законами. Следующая очень серьезная норма – это сама бумага. К сожалению, у нас в стране сложилась ситуация, когда большинство целлюлозно-бумажных предприятий, выпускающих газетную бумагу, принадлежат иностранному капиталу. За исключением разве что Соликамского бумкомбината – там российская доля очень серьезная. И иностранцы пользуются фиксированными внутрироссийскими ценами на потребление электроэнергии, воды (а это очень затратное производство), химикатов, а затем продают нам эту газетную бумагу по зарубежным ценам, а иногда даже выше зарубежных. Это тоже несправедливо. Причем нам требуется лишь чуть более 30% того количества газетной бумаги, которую они производят. Поэтому надо, чтобы они по каким-то фиксированным ценам оставляли бумагу внутри России. А если не хотят, тогда можно зарегулировать таможенными пошлинами: увозите, но на таможне заплатите более высокую цену. И, наконец, у нас огромные, совершенно неподъемные суммы за доставку печатных газет и журналов «Почтой России». Доставка изданий – это практически выполнение Конституции, в которой есть норма о праве граждан на получение информации, а «Почта России» – это государственное унитарное предприятие, и оно должно выполнять свою функцию. Почтовики же вместо того, чтобы доставлять газеты и журналы за небольшие деньги, цены, наоборот, взметнули. Например, в Хабаровске производство одного экземпляра моей родной газеты «Известия», в которой я многие годы работал, стоит чуть более 500 рублей в год, а вот доставить с улицы на улицу – 1200 рублей. И, конечно, не каждый за 2 тысячи рублей может позволить себе выписывать издания. В результате у нас убили практически все тиражи. «Почта России» может делать деньги на другом – не на газетах и журналах. Тем более что иногда у них в киосках даже и не увидишь газет и журналов – продают зубную пасту, косметику, канцелярские принадлежности, игрушки. И еще: если бы и государство немножко дотировало производство изданий, причем всех изданий, кроме эротических и рекламных, то совсем бы полегчала жизнь и читателей, и журналистов.

– Когда вы планируете внести свою законодательную инициативу?

– Я готов сделать это хоть завтра, однако поддержки от правительства пока нет.

– А как, по вашему мнению, в Госдуме к ней отнесутся? Готовы ли в нижней палате оказать поддержку СМИ?

– С предыдущим главой комитета Госдумы по информационной политике Алексеем Митрофановым работать было невозможно. Он просто выполнял команды. Однако сейчас у нас новый председатель комитета – Леонид Левин. На мой взгляд, он озабочен этими проблемами, и я намереваюсь с ним работать.

Екатерина Дятловская

Источник: Новые Известия

Фотография: ia-centr.ru

Оригинальное название: «У нас убили практически все тиражи»

Похожие новости: Сокращаются объемы доставки печатной прессы