Виктор Кокорев,
первый заместитель генерального директора Агентства «Роспечать»:
— Для проведения подписной кампании на территории Российской Федерации на I полугодие 2015 г. Агентством «Роспечать» было издано 34 различных выпуска каталога «Газеты. Журналы», включая каталоги по досрочной подписке и каталоги научно-технической информации (НТИ). В отличие от других регионов РФ для подписчиков Москвы был издан отдельный каталог с учетом подписных цен не только при вручении подписных тиражей в отделении почтовой связи или через абонентский почтовый ящик по адресу, но непосредственно и с доставкой выписанной продукции до квартиры подписчика. Такой широкий выбор доставочной услуги давно практикуется Московским почтамтом и вызывает интерес у подписчиков.
Впервые полноценный каталог Агентством «Роспечать» с подписными ценами был выпущен для жителей Крыма и, как результат, подписка в этом регионе прошла организованно и достаточно успешно. Подписной разовый тираж составил порядка 15 тыс. экз.
По-прежнему российские издания пользуются спросом и у жителей ближнего зарубежья. Для них был издан специальный выпуск каталога «Газеты и журналы» и каталог НТИ. В организации подписки за рубежом приняли участие 29 компаний — почтовые администрации и альтернативные предприятия Республик: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдова, Кыргызской Республики, Литовской Республики, Украины и Грузии.
Отдельно хотелось бы выделить организацию подписки в Республике Казахстан. Для подписчиков этой страны Агентством «Роспечать» совместно с АО «Казпочта» издается каталог с конечными подписными ценами в национальной валюте — тенге, что очень удобно для подписчиков и способствует сохранению достаточно высокого уровня тиражей.
В свою очередь, следует отметить присутствие в каталоге Агентства «Роспечать» изданий стран Белоруссии, Казахстана, Латвии и Украины.
Подводя итоги деятельности агентства по выпуску каталогов на I полугодие 2015 г. можно сказать, что наши обязательства были выполнены полностью и своевременно. Общий совокупный тираж каталогов составил более 300 тыс. экз. Агентство «Роспечать» обеспечивает договорные отношения с центральными и местными издательскими домами, которых насчитывается порядка 2 тыс. и в каталогах представлено около 5 тыс. индексов газет и журналов.
В разряде проблемных вопросов, связанных с выпуском каталогов, по-прежнему остается актуальным наше обращение в ФГУП «Почта России» по усреднению подписных цен для регионов в 3 и 4 зоне. До сих пор имеются регионы (Саха-Якутия, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий А.О.), для которых выпускаются каталоги по 2-3 подзонам. Вместе с тем, эти вопросы решены в аналогичных, имеющих большую территорию и труднодоступные места уголках нашей страны, как, например, в Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской области. Усреднение цен и выпуск одного каталога на зону позволило бы сократить полиграфические затраты и снизить для издателей цены на включение в каталог.
В целях повышения эффективности подписной кампании и привлечения более широкой аудитории подписчиков г. Москвы Агентством «Роспечать» были изданы специальные рекламные мини-каталоги — «Калейдоскоп изданий». Эти рекламные каталоги размещались в отделениях почтовой связи, но большая их часть разносилась жителям города на дом. Следует отметить, что если для подписки на II полугодие 2014 г. «Калейдоскоп изданий» был выпущен в своем традиционном «журнальном» виде, то для подписной кампании на I полугодие 2015 г. он был переработан совместно с маркетологами ФГУП «Почта России» и специалистами Московского почтамта и представлен в виде газеты. Общий тираж рекламного каталога составил 700 тыс. экз. и его выпуск был приурочен к проведению Всероссийской декады подписчика. Эффективность издания этого рекламного каталога во многом определялась составом и ассортиментом представленных в нем более шестидесяти изданий. Агентство «Роспечать» выражает свою признательность всем издательским домам, разместивших там свои издания и в первую очередь лидерам издательского цеха, таким как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Культура», «Коммерсантъ», «Советская Россия», «Аргументы и Факты» за их активную позицию и поддержку этой маркетинговой акции.
Также мы благодарны издателям, которые систематически проводят редакционную подписку. Это еще один дополнительный канал поддержки института подписки. Более 120 издательских домов передают подписные редакционные тиражи на обработку в наше агентство, а деньги на их доставку перечисляются в УФПС — филиалы ФГУП «Почта России».
К сожалению, следует отметить, что не все издательства выполняют свои обязательства перед подписчиками. Только в прошлом полугодии 39 изданий прекратили полностью свой выход, более 250 изданий выходили сдвоенными и строенными номерами. Достаточно большое количество изданий выходят несвоевременно, с большой задержкой. Так на начало февраля с.г. имеются задолженности по выходу изданий за II полугодие 2014 г. по 5 271 индексу, что от всего количества наименований в каталоге составляет 14%.
Все эти негативные моменты, конечно, влияют на дальнейшую активность подписчиков и не способствуют сохранению подписных тиражей.
К сожалению, приходится наблюдать тенденцию сокращения количества изданий, которые включаются в каталоги. Кризисная ситуация в экономике, рост цен на бумагу, сокращение подписных тиражей — все эти факторы влияют на дальнейшее выживание издательского мира. За 2014 г. перечень изданий в каталогах сократился на 390 наименований газет и журналов.
Много полемики велось и о качестве доставки подписных тиражей газетно-журнальной продукции почтовой службой. Конечно, в таком большом хозяйстве без сбоев не обходится. Не вызывает восторга у издательского сообщества повышение цен и на доставку подписки, и на магистральную перевозку подписных тиражей. До сих пор не ясно, кто был инициатором отмены госдотаций на подписку, и почему руководство отрасли заняло пассивную позицию в этом вопросе. Но многие участники рынка подписки отмечают позитивные изменения и стремление руководства ФГУП «Почта России» улучшить существующую ситуацию. Выше уже было сказано о совместной работе с почтой по выпуску «Калейдоскопа изданий». Мы признательны руководству ФГУП «Почта России» и Московского почтамта и за их вклад по безвозмездной доставке этого продукта по адресам жителей города Москвы. Несомненно, что распространение этого «домашнего» каталога дало определенный импульс в активизации подписной кампании. Все подписные агентства благодарны кураторам подписных технологий в почтовой отрасли Инессе Галактионовой иДмитрию Усанову за понимание и участие в нашей совместной работе, за поддержку льготного режима по магистральной перевозке каталогов до всех предприятий почтовой связи, в сохранении тарифов на международные отправления с ГЖП в страны ближнего зарубежья.
Мы так же благодарны филиалам ФГУП «Почта России», которые активно провели подписную кампанию на I полугодие 2015 г., сохранили, а где-то и увеличили подписные тиражи по каталогу Агентства «Роспечать». Это УФПС Томской и Калининградской областей, Камчатского края, Еврейской АО, Республики Ингушетия; по номенклатуре Агентства подписки и розницы (входит в структуру Агентства «Роспечать» — прим. PlanetaSMI.RU) — это УФПС Волгоградской, Кемеровской, Саратовской, Иркутской и других областей.
Так же хочется отметить лидеров по абсолютным показателям по Агентству «Роспечать»; это УФПС г. Москвы, Московской, Ленинградской и Нижегородской областей, Республик Башкортостан и Татарстан, Краснодарского и Красноярского края.
Подводя итоги подписки на I полугодие 2015 г., к сожалению, приходиться констатировать, что суммы принятых заказов по сравнению с I полугодием 2014 г. продолжают снижаться. По данным ФГУП «Почта России» падение в указанный период составило порядка 22%. По Агентству «Роспечать» и Агентству подписки и розницы падение подписных тиражей меньше, но все равно, значительное и в среднем составляет порядка 15%.
Какие из актуальных вопросов на сегодня наиболее важны?
Конечно, это определенность по стоимости местной доставки. В прошлом году подписные агентства чуть было не сорвали начало подписной кампании из-за позднего предоставления от почты тарифов на местную доставку. Сейчас эта ситуация повторяется снова. До сих пор нет этих данных, что не позволяет приступить агентствам к формированию каталогов с конечными подписными ценами. Хотелось бы, что бы «Почта России» учитывала технологический процесс по производству каталогов, и тарифы на местную доставку предоставляла в соответствии с договорами, те есть на I полугодие — до 31 июня предподписного года, а на II полугодие — до 31 декабря предподписного года.
К публикации подготовил Антон Гапоненко
Источник: PlanetaSMI.RU
Фотография: itpark-kazan.ru
Похожие новости: Дмитрий Усанов рассказал о планах "Почты России" на ближайшую подписную компанию