В марте начинается подписка на периодические печатные издания на второе полугодие 2015 г. Эта кампания вызывает некоторую тревогу медиасообщества, ожидающего очередного падения объемов, ведь традиционно тиражи второго полугодия ниже первого. И это при том, что в минувшем году уже произошел обвал подписных тиражей.
ПС: Александр Владимирович, как сегодня Вы оцениваете подписной рынок на периодику в России?
А.О.: В 2014 году оборот рынка составил 23,8 млрд. руб. (без учета подписки на электронные версии печатных изданий). При этом 12,6 млрд. руб. пришлись на оборот рынка почтовой подписки, в том числе 7,4 млрд. руб. - в каталожных ценах издателей.
Коммерческие показатели рынка подписки ухудшаются. Сокращение оборотов рынка подписки в 2014 году относительно 2013 года составило 5 %. При этом самое слабое звено на рынке сегодня - сегмент почтовой подписки. Негативное влияние на него оказывает существенное увеличение в 2014 году почтовых тарифов на прием и доставку подписных изданий. В результате роста цен в почтовой подписке на 23 % оборот в этом сегменте рынка сократился на 11 %. Это и привело к сокращению оборота в целом по рынку подписки на 5 %.
Падение подписных тиражей и оборотов продолжается. Ускорение инфляции и двукратное падение курса рубля неизбежно приведут к новому росту подписных цен. Как следствие – объем рынка подписки продолжит сокращаться.
ПС: Активная деятельность АРПП по поддержке института подписки общеизвестна. Чего удалось добиться в последнее время?
А.О.: Самое значительное достижение последних двух лет – создание Альянса в поддержку подписки на печатную прессу. Благодаря этому удалось объединить усилия издателей и подписных агентств по защите интересов рынка подписки.
Сейчас завершается организационный период развития Альянса и его голос становится все более весомым при обсуждении вопросов подписки в Государственной Думе, Совете Федерации и органах исполнительной власти России. В частности, удалось внести ряд изменений в обсуждаемый сегодня в Госдуме законопроект «О почтовой связи». Сейчас эксперты АРПП и Альянса в поддержку подписки готовят ряд новых предложений, реализация которых позволит поддержать подписку на прессу в условиях экономического кризиса.
ПС: Вы сказали, что почтовая подписка – самое слабое звено на рынке. А как складываются у АРПП отношения с Почтой России?
А.О.: У нас прочные деловые отношения с федеральным почтовым оператором. Но руководство Почты России, к сожалению, лишено возможности реально поддерживать печатную прессу. Особенно – в подписке, после того, как в прошлом году Почту России лишили государственных субсидий, позволявших на протяжении ряда лет сдерживать рост почтовых тарифов на прием и доставку подписных изданий. При этом если в 2015 году почтовый оператор снова повысит подписные тарифы, это будет иметь катастрофические последствия.
Нас особенно радует, что во время прошедшей подписной кампании Почта России осуществила новую большую программу по поддержке подписки, ввела дополнительные льготы на многотиражные федеральные и региональные издания, дополнительные стимулы для подписчиков и др. Общие затраты по поддержке подписки составили 600 млн. руб. из бюджета почтового оператора.
Мы высоко ценим такую программу Почты России в интересах отечественных СМИ.
ПС: Существуют ли положительные примеры по поддержке печатных СМИ в российских регионах?
А.О.: Примеры есть, но, к сожалению, единичные.
Например, хорошую поддержку печатной прессы и системы ее распространения оказывает руководство Липецкой области. Региональные издатели получают поддержку от руководства республик Татарстан и Башкортостан.
Но в большинстве российских регионов для прессы создан режим неблагоприятствования. АРПП в прошлом году направила обращения всем руководителям субъектов РФ с просьбой оказать помощь в продвижении федеральных и региональных СМИ, в том числе в форме разработки и принятия специальных программ по поддержке института подписки.
ПС: Каковы, на Ваш взгляд, результаты подписной кампании на I полугодие 2015 года?
А.О.: ФГУП «Почта России» планировало получить в этой подписной кампании 20-процентное сокращение подписных тиражей. Пик подписной кампании, пришедшийся на октябрь-ноябрь, показал очень неблагоприятные результаты. Во многих регионах подписные тиражи сократились на 30 – 50 %. Для исправления ситуации в декабре была организована дополнительная декада подписки. В результате удалось добиться некоторого роста тиражей. Но, главным образом, в части подписки на издания низкого и среднего ценовых категорий. Но и на них люди подписывались, зачастую, только на период от месяца до трех.
В условиях высоких подписных цен активная работа по продвижению подписки закономерно ведет к росту подписки на дешевую прессу в ущерб более качественной и дорогой. В целом же мы рассчитываем, что подписка сократится на 15 – 20 %. При этом хотелось бы подчеркнуть, что среди ряда СМИ появились лидеры подписки со значительным ростом тиражей. Думаю, в этом проявляется изменение спроса у населения, когда подписчик, отдавая предпочтения одним изданиям, отказывает другим.
ПС: Какие меры необходимо предпринять для стабилизации подписного рынка?
А.О.: Необходимо вернуться к практике государственного субсидирования почтовых тарифов. Именно – субсидирования подписчиков через почтового оператора.
В конце 2014 года государство поставило вопрос о возможности прямой финансовой поддержки некоторых издателей. Но никакого влияния на величину почтовых тарифов и подписных цен такая поддержка оказать не сможет. Да и сумма, выделенная для целевых грантов издателям, - 300 млн. руб., - достаточно смехотворна. Даже субсидии в размере 3 млрд. руб., выделявшиеся почтовому оператору до 2014 года, покрывали лишь половину необходимых затрат. С учетом инфляции, речь должна идти о поддержке в размере 10 - 12 млрд. руб. Если, конечно, мы говорим о реальных мерах стабилизации подписки, а не о ее имитации…
ПС: Есть ли будущее у традиционной подписки на печать?
А.О.: Вопреки предсказаниям о «скорой смерти» подписки на печатную прессу, она успешно развивается в странах, правительства которых считают независимую прессу важным фактором информационной безопасности государства и развития гражданского общества. К сожалению, в России сегодня поддерживается только государственная пресса. Причем уровень ее поддержки никак не соотносится с реальной популярностью этой прессы у читателей.
Например, в регионах нашей страны еженедельно печатаются миллионные тиражи муниципальных изданий, бесплатно раскладываемых в почтовые ящики. Но значительная часть аудитории, на которую рассчитаны эти издания, выбрасывает их из ящиков, не читая. При этом на поддержку востребованной подписной прессы государство денег не выделяет.
Если ситуация не изменится, нас ожидает существенное сокращение подписных тиражей. Очевидно, что издателям придется приспосабливаться к малотиражности, меняя свою редакционную политику.
Но будущее подписке на прессу обеспечено. Интернет не смог «убить» интерес людей к регулярному чтению периодики. Я не исключаю даже, что подписные тиражи на некоторые издания могут вырасти в ближайшее время. Замечено, что во время кризиса люди начинают больше читать…
Источник: Почтовая связь. Техника и технологии