Предыдущие декады подписки вызвали противоречивые оценки экспертов медиарынка. «Почту России» критиковали за отказ от традиционных скидок на услуги почтовой связи, практиковавшихся прежде. Обычно эти скидки были пропорциональны скидкам, предоставляемым издателями, и достигали 30-40% от подписной цены. При этом стоимость почтовых услуг по приему и доставке подписки за последние два года существенно выросла. Весной 2013 года «Почта» повысила стоимость своих услуг на 15%. Весной 2014 года в связи с отменой государственных дотаций почтовые расценки выросли сразу в 2-3 раза, что привело к росту подписных цен в среднем на 25%. В начале 2015 года почтовый оператор объявил об очередном повышении тарифов, на 10%, коснувшемся всех изданий, кроме ежедневных газет.
Причиной роста почтовых тарифов стала отмена государственного субсидирования подписки. Но рост цен повлиял на настроение подписчиков, большинство которых – малообеспеченные жители российской провинции. Началось стремительное снижение подписных тиражей. Как добиться их стабилизации? Сможет ли декада подписки помочь в этом?
Почтовый оператор объявил о снижении стоимости услуг связи на время Декады: на 5% для федеральных и 10% для региональных изданий. В среднем, это означает снижение подписных цен на 2,5-5%. Возможность участия в декаде подписки предоставлена всем издателям, участвующим в досрочной подписной кампании. Остальные издатели смогли стать участниками декады при условии сохранения каталожной стоимости своих изданий на уровне подписной кампании на первое полугодие 2015 года (или ее снижения). Почтовый оператор предоставил издателям возможность бесплатного размещения рекламной продукции в ОПС, хотя и в ограниченном объеме: в каждом отделении почтовой связи – не более 4-х рекламных мест для региональных и 3-х рекламных мест для федеральных изданий.
Ряд издателей откликнулся на призыв почтового оператора и пошел на существенное снижение каталожной стоимости своих изданий. Например, на 30% была снижена каталожная стоимость газеты «Жизнь», газеты «Хозяйские секреты» и комплекта изданий «Твой день» и «Жизнь». На 27,3% - цена журнала «Логистика и управление цепями поставок». На 23% - газеты «Монастырский лечебник». На 20%-е снижение пошли газета «Культура», издание «Православная Радуга», новосибирская газета «Честное слово» и издания Республики Чувашия: «Вести Чувашии», «Капкан», «Дом и приусадебное хозяйство», «Литература. Искусство. Культура», «Миг», «Молодежная газета», «Собрание законодательства Чувашской Республики», «Здоровье», «Родная Волга», «Ровесник», «Игрушка», «Голос крестьянина», «Весть», «Весть-пятница» и «Чувашская женщина».
На 19% подешевела каталожная цена газеты «Здоровым быть! Библиотека газеты «Монастырский лечебник» и екатеринбургской газеты «Тайна жизни». На 16% - у изданий «Исцелись верой» и «Пенсионер России: о жизни и для жизни». На 16,7% снизилась цена журнала «Север», на 15% - издания «Юрист», на 14% - журнала «Трудовое право в России и за рубежом». Каталожная стоимость газеты "Пенсионер" и газеты «Наш сад и огород» была снижена на 13%. На 12% подешевели издания «Russian Law: theory and practice», «Безопасность бизнеса», «Налоги» и «Нотариус».
Хочется надеяться, что указанные издания смогут значительно увеличить свой подписной тираж. При этом приходится констатировать что в последний год наметилась тенденция к снижению количества издателей, участвующих в досрочной подписке и декадах подписки. Весенняя декада не стала исключением. По мнению экспертов рынка, положительный результат во время весенней декады подписки можно предсказать лишь для некоторых групп изданий.
Несмотря на это большинство издателей высоко оценивают сам факт организации декады подписки. ФГУП «Почта России» в очередной раз продемонстрировала свою приверженность практике предоставления скидок для подписчиков. Причем сделано это было в ответ на обращения федеральных и региональных издателей. Эффективная обратная связь между участниками рынка подписки дает хороший шанс для стабилизации подписных тиражей.
Пресс-служба АРПП