В Москве нет перспектив для развития вендинговых автоматов прессы

С учетом появившихся в СМИ инициатив Департамента торговли и услуг города Москвы по развитию систем вендинговых автоматов и автоматов, предоставляющих услугу «печать газет и журналов по требованию» (Print On Demand), эксперты АРПП рассмотрели возможность реализации данного проекта.

Изучив опыт уже действующих в столице вендинговых автоматов по продаже газет и журналов в московском метрополитене, экспертная группа признала низкую эффективность подобного способа распространения прессы. 

По данным обслуживающей их компании (ООО «Газетные автоматы»), в метрополитене размещено 878 торговых автоматов на 117 станциях. Через них реализуется 95 наименований изданий суммарным тиражом до 1,6 млн экземпляров в месяц (30–70 тыс. экземпляров в день). Таким образом, один вендинговый автомат в день в среднем реализует всего около 60 экземпляров газет и журналов. Даже с учетом того, что автоматы ставят блоками, 1 торговая точка автоматов реализует около 200-250 экз.  Для сравнения, один киоск (с ассортиментом до 1 тысячи изданий) в зоне высокого пассажиропотока реализует в 3 раза больше – около 500-600 экз. прессы. 

При этом ни издательское сообщество, ни метрополитен, ни тем более непосредственные потребители периодической печати не удовлетворены работой вендинговых автоматов в метро. Издателей не устраивает маленький ассортимент данных торговых точек, высокие затраты на вхождение в сеть и на ежемесячное продвижение изданий, плохая видимость обложки для глянцевых журналов.

Газетные автоматы занимают большое количество площади в зоне входа/выхода из метро, поэтому периодически руководство метрополитена вынуждено принимать решение о сносе части автоматов – для установки вендинга по продаже билетов на 1-2 поездки или организации зон  досмотра пассажиров.

Недовольство газетными автоматами у населения связано, в первую очередь, с тем, что вендинговые автоматы не дают сдачу, периодически «зажевывают» издания и выходят из строя в момент покупки. 

Таким образом, вендинговые газетные автоматы в Москве – это очень ограниченное распространение прессы. Их экономика слабая и не может поддерживаться только за счет продаж газет и журналов. 

Также следует отметить, что возможность применения автоматов для «печати по требованию» газет и журналов активно обсуждалось в Европе несколько лет назад, однако идея так и не смогла доказать свою состоятельность. 

Первопроходцем в данной области стало шведско-британское предприятие MegaNews, установившее киоски с сенсорным дисплеем по печати журналов за 2 минуты по технологии Print on Demand. 

Эксперты отрасли сразу же отметили существенные недостатки модели:

1) Ассортимент такой торговой точки включает всего лишь около 200 изданий (то есть около 10% от ассортимента, представленного в специализированной точке по продаже прессы). В основном, это малопопулярные издания стоимостью 1-10 евро (65 – 650 рублей). 

2) Оплатить печать возможно лишь с пластиковой карты – работа с «наличными» подразумевает значительный рост издержек по обслуживанию автоматов. Однако такой способ оплаты в России, к сожалению, еще не прижился.  

3) Печать журнала в среднем занимает около 2-х минут – это  в 4 раза больше времени, необходимого на покупку прессы в традиционном киоске прессы, что важно для пассажиров, спешащих на транспорт. 

5) Стоимость оборудования, по минимальным оценкам, составляет 100 тыс. долларов (6 млн рублей). 

Все эти недостатки проекта автоматов по печати газет и журналов «по требованию» привели к тому, что на сегодняшний день он не развивается: за 2 года компания не открыла ни одного нового киоска (помимо 3-х пилотных); отмечен низкий уровень интереса к автоматам: через год их существования одна точка обслуживала в день в среднем только 10 клиентов.

Попытка массово внедрить вендинговые автоматы и автоматы с услугой печати газет и журналов «по требованию» в России, помимо вышеуказанных проблем, натолкнется и на специфические, характерные для российского менталитета: проблему вандализма и наличия немалого количества «вредителей» для самой конструкции автомата (например, реагенты, грязь, снег и пыль).

С учетом вышесказанного полагаем, что система вендинговых автоматов для Москвы на данном этапе перспективы не имеет в силу неэффективности данных торговых объектов и их высокой себестоимости.

Пресс-служба АРПП