Кто и почему первым заговорил о цифровом мире в целом и об Интернете в частности как об убийце печатных изданий, сейчас достоверно установить сложно. Тем не менее, это по меньшей мере странное отношение к Сети не как к каналу передачи информации (чем она на самом деле и является), а как к самостоятельному СМИ в середине 2000-х годов начало приживаться и на российском медиарынке. Издателям традиционной периодики волей-неволей пришлось осваивать онлайн. Однако освоение это строилось на ошибочных предпосылках о противостоянии цифровых и «аналоговых» медиа. Постепенно теория о невозможности их сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества стала считаться практически доказанной, споры сосредоточились на том, долго ли еще продержатся «старые» СМИ. Например, в сборнике 59-го Конгресса Distripress опубликована статья Питера Престона, бывшего главного редактора Guardian, где он вспоминает о пророчестве, отводившем периодике всего пять лет. Да, пять лет с тех пор прошло. Звучали и более «оптимистичные» прогнозы: в некоторых западных исследованиях годом газетного апокалипсиса назывался 2040-й, известный отечественный эксперт день X относил к 2030-му. Но мы уверены, что и эти прогнозы не сбудутся. Хотя, разумеется, в новых реалиях издатели вынуждены перестраивать свои бизнес-модели, искать иные пути развития, выходящие за рамки традиционного восприятия, однако в этом нет ничего трагичного или угрожающего.
Этот тезис хорошо иллюстрирует пример с Google. Как много противников у новостного агрегатора, созданного интернет-гигантом! Его обвиняют в том, что он незаконно использует контент, охраняемый законодательством об авторских правах, зарабатывает на этом, а с создателями новостей не делится. Подавались иски в суды всех уровней, проводились разнообразные протестные кампании, и что же? В Испании в прошлом году правительство пошло навстречу лоббистам, обязав Google News платить за используемый контент. В ответ компания решила просто закрыть проект в испанском сегменте – реклама там не продается, дохода Google не получает, а тут еще и угроза дополнительных расходов. А издателям пришлось снова идти на поклон к правительству, но уже с просьбой остановить закрытие агрегатора. Перестав внимать прогнозам и проанализировав реальное состояние дел, бизнес понял, что сотрудничество с Google News приводит новых пользователей на сайты изданий, а значит, выгоднее не противостояние, а кооперация.
И таких примеров все больше. Еще несколько лет назад почти все издатели мучительно размышляли, остаться «в бумаге» или переходить «в цифру». Сегодня «цифра» превратилась из потенциального конкурента в незаменимого в новом медиамире помощника. Издательские корпорации во всем мире активно осваивают открывшиеся перед ними возможности, исповедуя идею конвергенции с цифровым пространством. Создаваемые ими как самостоятельные, так и под раскрученным «печатным» брендом электронные СМИ становятся локомотивом для выхода к новым аудиториям, подтягивая за собою и печатные проекты. При этом издатель не только не теряет своих «печатных» читателей, но и завоевывает новых, тем самым расширяя охват и делая рекламодателям еще более эффективные предложения. Более того, все чаще издатели с новых высот заглядываются в сторону интернет-торговли, а этот сегмент сулит выгоды, как легендарный Эльдорадо.
Но это — на Западе. В России же подобный практический опыт зачастую остается вне внимания «экспертов», которые и теперь, вопреки мировым тенденциям и практике, продолжают пророчить печатным СМИ скорую гибель, тем самым нанося вред не только редакциям, но и всей издательско-распространительской цепочке: от печатника в типографии до киоскера.
Источник: d-martynov.livejournal.com
Оригинальный заголовок: Что ждет таджикские СМИ: прессинг, финансовый кризис, закрытие газет?
Похожие новости: Переворот в развитии цифровых технологий