В своем выступлении Оськин А.В. затронул комплекс проблем, связанный с современным состоянием рынка периодической печатной продукции в России. По словам докладчика, общее ухудшение ситуации в отрасли печатных СМИ привело к резкому сокращению обновления ассортиментного перечня периодических изданий в стране. В США в год появляется порядка 350 новых наименований прессы, а в России, по данным за 2014 г., эта цифра составила всего 35 наименований. При этом российский рынок печатных СМИ в 2014 году сократился на 1% в стоимостном выражении и на 10% в тиражах. Выступающий отметил ряд важных факторов, влияющих на падение спроса на газеты и журналы со стороны населения. Одним из них является приобретающее всё большую популярность чтение издательского контента через электронные устройства. При этом Оськин А.В. пояснил, что зарубежный опыт в последнее время показывает позитивную тенденцию к возвращению читателя к печатному контенту. Вторым важным фактором снижения продаж газет и журналов докладчик назвал массовое закрытие нестационарных торговых объектов со специализацией «Печать». Спрос на печатную продукцию частично поддерживают супермаркеты, но их ассортимент зачастую ограничивается глянцевыми изданиями, в то время как ассортимент специализированного киоска прессы насчитывает около 1000 наименований изданий. Также в стране крайне низка обеспеченность населения объектами прессы: на одну точку продаж приходится порядка 2 500 граждан, и в данном случае отсутствие предложения снижает спрос на прессу. В качестве положительного примера докладчик привел данные по рынку розничного распространения газет и журналов в Германии и Польше, где одна точка продаж приходится на 650 человек.
Оськин А.В. обозначил в докладе ряд других проблем отечественного рынка прессы и назвал основные условия, необходимые для его сохранения и развития. Это выполнение нормативов приказа Минкомсвязи №197 в части обеспечения населения достаточным количеством розничных точек продаж газет и журналов, удержание роста почтовых тарифов для предотвращения резкого снижения числа подписчиков, модернизация розничных объектов прессы в сторону многофункциональных современных точек продаж не только товаров, но и услуг. Также докладчик напомнил, что преодолению кризиса в издательском деле должна способствовать работа самих издательских домов в рамках концепции «360 градусов», когда контент силами редакции распространяется через все доступные каналы донесения информации до читателя.
Затем состоялось активное обсуждение проблем, затронутых спикером, в ходе которого Оськин А.В. ответил на многочисленные вопросы присутствующих.
Заведующая кафедрой доцент Смирнова О.В. поблагодарила Оськина А.В. за содержательный доклад и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество между факультетом журналистики МГУ и АРПП при подготовке и проведении отраслевых мероприятий.
Пресс-служба АРПП