Так, заместитель министра связи РФ Алексей Волин в интервью «Российской газете» предрек закрытие практически половины выходящих сейчас отечественных СМИ к концу 2015 года. Причем «смерть» ожидается не романтическая – под гнетом коварного Интернета, а банальная – от отсутствия средств к существованию. Замминистра видит выход в либерализации рекламного законодательства, запрещающего размещения в прессе информации об алкоголе, сигаретах и т.п. Мы добавляем: необходима либерализация и налоговых норм в части ввоза из-за границы сырья и материалов для типографий, не производящихся в нашей стране, в части снижения НДС и других бюджетных платежей, особенно для малых предприятий распространительской сферы...
А главное – нужно изменить само восприятие системы реализации печатных СМИ, поскольку сейчас оно эклектично и потому неверно. Исторически так сложилось, что большая часть существующих сегодня в стране компаний в сфере распространения прессы – как розничного, так и подписного – образовалась в начале 90-х годов XX века путем приватизации подразделений существовавшего в советское время монополиста «Союзпечать». Тогда, на заре становления рыночных отношений, молодое российское правительство активно поддерживало развитие предпринимательства, в том числе в сегменте продаж прессы. Благодаря этому в стране за довольно короткий промежуток времени было создано большое количество разнообразных форматов распространения печатной продукции в розничном, оптовом, дистрибуционном и подписном сегментах. Некоторые из них, например мелкооптовые магазины, являются уникальными и не представлены больше нигде в мире.
Однако же ошибочно курировали направление распространения печатных СМИ не специалисты Министерства печати, в обязанности которого и входила работа по развитию книгопечатанья и выпуска периодики, а чиновники от торговли. К сожалению, за прошедшие с тех пор 25 лет ситуация только усугубилась. С одной стороны, от распространителей прессы требуют исполнения социально важной функции по донесению печатного слова до каждого гражданина страны, настаивают на том, что они должны работать со всеми выходящими в свет изданиями, не взирая на их рентабельность и востребованность у аудитории, а следовательно – не особенно заботясь о собственных прибылях. С другой стороны, распространители периодики искусственно выводятся из под действия принципа свободы торговли – нормативно-правовыми актами различных уровней устанавливаются разнообразные и многочисленные ассортиментные ограничения для них. Все это сужает спектр возможностей создания доходности для бизнеса по реализации печатной продукции, однако эти ограничения не компенсируются, например, государственными субсидиями, как это зачастую бывает в других странах.
Более того, в и так чрезмерно зарегулированную отрасль начали вмешиваться и другие ветви власти, например, градостроительные комитеты, якобы радеющие о красоте российских городов и весей.
Для понимания всей остроты ситуации важно помнить, что на момент приватизации системы «Союзпечати» распространителям прессы передавались не железные конструкции, которые со временем приходят в негодность, а долгосрочные договоры аренды мест, на которых те расположены. Именно торговые места, которые, в отличие от киосков, не заржавеют под дождем и не рискуют быть сломанными вандалами, и являлись основным активом при переходе в частные руки. Возможно, будь система распространения прессы в ведении профильного министерства, это понимание сохранилось бы. Но федеральные и районные департаменты и комитеты, ответственные за торговлю на местах, разницы между социально значимым книжным магазином и лавкой «с широким ассортиментом потребительских товаров» не видят. Чиновники заставляют книжников и издателей, представителей низкомаржинального бизнеса с искусственно ограниченным ассортиментом, в прочих отношениях работать на общих принципах торговли. В итоге как реализаторы книг, так и распространители прессы во многих регионах страны столкнулись с необходимостью пролонгации договоров на аренду на общих условиях – на основе конкурсов и аукционов. А поскольку невозможно газетному киоску состязаться в доходности с фудтраком, невозможно оказалось и представителям нашей отрасли выигрывать такие аукционы. Тем самым они оказались лишены того основного актива, ради которого в свое время и принимали решение о приватизации. А значит, во многих регионах страны первичное решение о приватизации сегодня оказалось перечеркнутым.
В результате только за последние годы количество киосков прессы по всей стране сократилось на 30%. Сколько россиян при этом осталось без прямого доступа к печатному слову, можно только догадываться, но при таком размахе сокращения рынка и этот показатель, думаем, будет не менее впечатляющим. Хотя, справедливости ради, мы должны отметить, что в какой-то степени социальная значимость распространения прессы в процессе распределения мест под торговлю кое-где учитывается, однако дается это распространителям немалой кровью.
Источник: d-martynov.livejournal.com
С первой частью публикации можно ознакомиться здесь: Проблемы медиаотрасли России: от частного к общему