Модератор панельной дискуссии «Медиа сегодня: анализ, проблемы и прогнозы», региональный консультант по развитию бизнеса Internews Network в Центральной Азии Ольга Грозная предложила участникам из разных стран обрисовать ситуацию на медиарынке.
Уйти от кризиса в Сеть
Издатель журнала Forbes Kazakhstan, владелец телеканала «ТАН» Арманжан Байтасов отметил, что казахстанские русскоязычные масс-медиа конкурируют, в первую очередь, с российскими СМИ.
- Ментально мы очень близки к России, наше законодательство в этой сфере очень либерально, страна открыта всем информационным ветрам. Хорошо, что у казахстанцев есть возможность получать информацию из разных источников. Однако проблемы вскрыло восприятие казахстанцев событий на Украине через призму российских СМИ, - подчеркнул бизнесмен. – Понятно, что у России – свои интересы, но наши граждане попадают под влияние российской пропаганды. Я против ограничительных мер и считаю, что нужно расширять возможности казахстанских СМИ. А без помощи государства (хоть я и против того, чтобы государство вмешивалось в информационную политику) с этой задачей, видимо, не справиться.
Проблема конкуренции с российскими СМИ – не единственная. Этот год будет не самым простым для журналистов частных редакций. Ожидания надвигающегося кризиса заставили многие крупные компании корректировать свои бюджеты на рекламу, а это значит, что придется искать новые возможности.
- Есть смысл переходить в «цифру», больше использовать мобильные приложения, работать в интернете, - объяснил Байтасов.
По его мнению, это касается, в первую очередь, региональных СМИ.
- Есть хорошие примеры: «Уральская неделя», региональная медиагруппа «Ак Жайык» в Атырау могут конкурировать по количеству уникальных пользователей с серьезными республиканскими масс-медиа, - рассказал спикер. – Цифровые технологии дешевы, технические возможности не так сложны. Самое главное – создавать оригинальный, интересный, востребованный контент. Используя все это, можно добиться очень хороших показателей. В интернете всё по-честному: если у тебя большая аудитория (от 10 тыс. уникальных посетителей в сутки), рекламодатели это заметят и придут к тебе.
Директор костанайской ТРК «Алау-ТВ» Екатерина Тутова подтвердила, что региональный телеканал, делая ставку на контент, интересный местным жителям, может активно развиваться и расти. Несколько лет назад «Алау-ТВ» вошел в базовый пакет одного из кабельных операторов Казахстана и начал вещание через спутник. Благодаря расширению территории вещания телеканалом заинтересовались рекламодатели из приграничных российских областей.
- Без спутникового вещания мы сегодня, наверное, не могли бы развиваться, - призналась Екатерина. – Сейчас мы работаем с компанией Astel. Пытались работать с национальным оператором «Казтелелерадио», но тарифы на доставку спутникового сигнала у них в 2,5 раза выше. Я считаю, что не может АО с госучастием, которое в принципе заинтересовано в развитии всех видов электронных СМИ, выставлять прайс выше, чем коммерческая компания.
Когда модератор вернулась к теме интернет-СМИ, тезис Арманжана Байтасова о том, что в Сети можно хорошо заработать в кризис, оспорил главный редактор портала «Радиоточка» Ержан Сулейменов. По его данным, рынок рекламы в интернет-СМИ составляет $6-7 млн в год. 4 самых популярных в Казнете информационных сайта забирают по $1 млн в год из этой суммы. Остальное делят десятки других интернет-изданий. При этом расходы на содержание сайта, по грубым подсчетам Сулейменова, составляют около $500 тыс. в год.
- У меня ощущение, что сегодня интернет-рынок в Казахстане повторяет путь, который прошли печатные СМИ, когда кто-то зачем-то заводил себе какие-то медиа для каких-то своих целей и содержал их, - сказал Сулейменов. – Прежде, чем сайт достигнет показателя в 10 тыс. уникальных посетителей в сутки, о чем говорил Арманжан Байтасов, пройдет не меньше года. Поэтому тем, кто приходит в этот бизнес, надо понимать, что это (доходы интернет-СМИ. - F) иллюзорно.
- Рынок телевизионной рекламы составляет $200 млн в год. Еще примерно столько же тратит на СМИ государство. Деньги, которые тратятся в интернете, подсчитать пока сложно, но поверьте, это больше $6-7 млн, - поспорил с Ержаном Арманжан.
Кому нужна свобода слова?
Впрочем, после выступления коллег из соседних республик сложилось ощущение, что казахстанским СМИ грех жаловаться на жизнь.
К примеру, исполнительный директор информагентства «Азия плюс» Зебо Таджибаеварассказала, что таджикская печатная пресса начала осваивать интернет (к 2015 практически все газеты стали обновлять свои сайты в ежедневном режиме). Это привело к падению тиражей бумажных версий изданий в среднем на 30% за полгода. Соответственно, сократились доходы от продажи газет и рекламы в них. При этом значимость рекламы в интернете бизнесмены еще не осознали, поэтому редакции терпят убытки.
К этой проблеме добавились и другие. Так, из-за кризиса в России денежные переводы гастарбайтеров в Таджикистан сократились на 30%. За этим последовали снижение покупательского спроса и корректировка рекламных бюджетов. Параллельно усилилось давление на независимые СМИ в предвыборный период (1 марта 2015 в Таджикистане прошли выборы в парламент), и в результате суд вынес решения о выплате несколькими газетами штрафов в размере $7-10 тыс.
- Наше издание выплатило штраф в размере $7 тыс. Да, эта сумма существенна для редакции, но мы не разорились, хотя многие другие газеты Таджикистана не потянули бы такой штраф, - отметила Таджибаева. – Вообще всё вкупе ведет к тому, что далеко не все СМИ переживут этот год.
Зато директор Студии практической журналистики Азамат Тынаев из Киргизии удивил присутствующих заявлением о влиянии кризиса на СМИ.
- Думаю, не будет преувеличением сказать, что СМИ Киргизии приближения нового кризиса никак не почувствовали. Состояние кризиса для наших редакций – нормальное явление с момента обретения независимости, мы в нем живем перманентно, - сказал он с иронией.
Отсутствие крупного капитала, серьезных игроков и инвесторов на рынке масс-медиа, по мнению Азамата Тынаева, породили в Киргизии другую проблему.
- Отдельные СМИ Киргизии уже могут влиять на принятие государственных решений: последние крупные отставки влиятельных чиновников следовали за публикациями в СМИ. Причем это принимает серьезный оборот, например, когда на основании одной статьи морально вынуждают покинуть свой пост министра юстиции. Вы можете себе это представить?! – обратился к залу спикер.
- Мы не можем себе этого представить, но давно об этом мечтаем, - отметила Ольга Грозная под одобрительный гул аудитории.
- Киргизские журналисты научились монетизировать свое информационное влияние каким угодно способом, но только не нормальным. У нас существуют газеты, которые месяцами выходят без рекламы и непонятно, на что вообще существуют, - рассказал Тынаев. – Институализация прессы все-таки нужна. Излишняя свобода на каком-то этапе начинает играть деструктивную роль.
- Я, честно говоря, удивлен. Для меня как для работника масс-медиа много свободы не бывает, - ответил киргизскому гостю Арманжан Байтасов. – То, о чем вы говорите, - это политические интриги, и не более. Мне кажется, преимущество киргизских журналистов в том, что в их головах не сидит маленький цензор, который сидит в головах практически 100% журналистов РК. Он есть даже у меня в голове, потому что заниматься журналистикой действительно опасно.
Равнение на молодежь
Участница дискуссии из Москвы, профессор факультета коммуникаций медиа и дизайна Высшей школы экономики Анна Качкаева начала с признания.
- Завидую почти вам всем, потому что говорить о таком разнообразии мнений на российском рынке в последнее время трудно. Это заканчивается если не мордобоем, то довольно сложными взаимоотношениями, - сказала она, добавив, что журналистика как профессия сегодня во всем мире переживает кризис, а «медиалюди превращаются в солдат».
Однако, решая свои насущные проблемы, руководители масс-медиа, по ее мнению, упускают из внимания то, что СМИ нужны новые читатели.
- Рекламодатели гонятся сейчас за аудиторией в возрасте от 18 до 35 лет, которой журналистика, если честно, не очень нужна. Эти люди получают информацию из других источников и иначе ее потребляют, - объяснила Анна Качкаева. – У них есть, например, лидеры общественного мнения (ЛОМы, как мы их называем). Зачем им редакция? Эта аудитория хочет информации итого типа, а мы все чаще будем опаздывать за теми, для кого работаем. И это, мне кажется, и есть самый большой вызов.
Справка. Конференция организована представительством Internews Network в Казахстане и Фондом поддержки и развития СМИ Казахстана при поддержке USAID. Партнерами конференции выступили Офис программ ОБСЕ в Астане и Фонд Сорос-Казахстан.
Анастасия Новикова
Источник: Forbes.kz
Фотография: skyline-tour.ru
Оригинальный заголовок: Как заработать на медиа в условиях кризиса
Похожие новости: Что ждет СМИ в Таджикистане?