В настоящее время в нашем Комитете Государственной Думы проходит поэтапное рассмотрение ряда предложений, подготовленных Комитетом АРПП по законодательным инициативам, возглавляемым первым заместителем генерального директора ИД «Комсомольская правда» Буровым П.А. Поскольку членами нашего Комитета, давайте для простоты восприятия назовём его Комитетом по СМИ, являются депутаты, непосредственно связанные со средствами массовой информации, а именно, с печатной продукцией, радио, телевидением, то отношение к подготовленным АРПП предложениям в части поддержки медиаотрасли со стороны депутатов крайне позитивное. Сам Комитет Государственной Думы по СМИ не является субъектом законодательной инициативы, но рассматривает законопроекты и даёт заключения по поступившим в Комитет законопроектам. Конституция Российской Федерации определяет, что законопроекты имеют право вносить Президент, Правительство, а также депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. В том случае, если один из депутатов вносит свой индивидуальный законопроект на рассмотрение, Правительство, как правило, даёт отрицательное заключение. Поэтому более действенным является подход, при котором проект будет сначала представлен рядом депутатов фракций, представленных в Государственной Думе Российской Федерации, затем обстоятельно изучен в Комитете по СМИ, и лишь после полной и всесторонней проверки каждой детали, учета вновь появившихся идей, поправок и суждений от членов всех представленных в Комитете фракций, будет начата работа с министерствами и Правительством в части окончательного принятия разработанного законопроекта.
Общее состояние медиаотрасли в данный период является кризисным. Предложения по сокращению отдельных расходов федерального бюджета касаются и средств массовой информации. Средства для поддержки СМИ, включая печатные издания, сокращаются по сравнению с предыдущим годом на 4,5 млрд. руб. Все бюджетные траты уменьшены на 10%. К тому же сокращается фонд оплаты труда для всех занятых бюджетников - также на 10%. Даже «Российская газета» получит на 425 млн. руб. меньше дотаций для распространения и доведения до населения сведений о нормативных документах и законах. При этом несколько увеличивается поддержка наших СМИ, работающих за рубежом: с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте вложения в российские представительства в долларах и евро остались приблизительно на прежнем уровне, а в рублях увеличились практически в два раза.
Снижение расходов издательскими домами будет достигнуто, например, за счет приостановления перевода печатных изданий в цифровые аналоги, подобные программы уже сегодня переживают явное сокращение субсидирования. Антикризисные меры издателей хорошо известны: закрытие или заморозка новых проектов, сокращение персонала, отказ от внештатных авторов, задержка заработных плат, сокращение тиражей в разы, экономия на точках распространения прессы. Затяжное пике должно быть предотвращено участниками медиарынка. Поэтому все предложения должны направляться в Комитет Государственной Думы по СМИ оперативно.
Все предложения будут рассмотрены, но стоит понимать, что у депутатов нет аппарата для их рассмотрения, есть только помощники. Поэтому существует спасительная возможность ускорить процесс, особенно в регионах, подключив к решению местных вопросов именно фракции представленных в Государственной Думе партий в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. Что касается проблем Москвы, то в этом случае к проработке проблем могут привлекаться депутаты управ.
Новшество системы состоит в том, что если раньше было принято спускать директивы сверху вниз, что занимает достаточно много времени, то подключение непосредственных конечных организаторов и исполнителей на местах может ощутимо ускорить процесс решения насущных вопросов.
В части обсуждаемых на заседаниях Комитета Государственной Думы по СМИ вопросов, в данный момент наиболее актуальными являются: введение НДС на ввоз бумаги на территорию Российской Федерации; нормализация работы розничной торговли прессой, в первую очередь киоскового бизнеса; ставятся вопросы о законодательном разрешении публикации рекламы алкоголя и табака в печатной продукции; и т.д. Большое количество нерешенных важных вопросов требует детальной проработки, поэтому было бы правильно всем участникам комитетов АРПП сформировать вокруг себя небольшие рабочие группы, включающие в себя также специалистов юридического департамента. В таком случае внесенные в Государственную Думу предложения будут всесторонне проработаны и их рассмотрение займет гораздо меньшее время с наилучшим положительным результатом. Дайте нам, как говорится, «болванку», а мы ее потом превратим в законодательную инициативу.
Пресс-служба АРПП
Валентин Шурчанов, Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи