Обеспечить рост подписных тиражей в современных условиях!

25 марта 2015 года состоялось расширенное заседание  Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы. Заседание происходило в пресс-центре издательского дома «Коммерсант» с участием представителей крупнейших издателей России, подписных агентств, экспертов медиарынка.

Кроме того, в заседании приняли участие первый заместитель председателя Комитета  по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ В.С.Шурчанов, начальник отдела печатных изданий и полиграфии Министерства связи и массовых коммуникаций Е.В.Часовская, первый заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.В.Галактионова и руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» М.А.Казаков.   

Заседание открыл председатель Правления АРПП А.В.Оськин, призвавший участников заседания руководствоваться интересами рынка, объективно нуждающегося в росте продаж прессы через почтовый канал дистрибуции. Он подчеркнул, что через почтовую подписку и розничные продажи прессы в отделениях почтовой связи сегодня распространяется более 40% тиражей печатной прессы в России. 

Председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов выступил с докладом, в котором рассказал о работе возглавляемой им общественной организации и негативных прогнозах, связанных с возможностью закрытия от 30 до 50% российских печатных изданий. Доклад В.В.Керова стал своеобразным отчетом об активности Альянса с момента его создания, о достигнутых результатах и сотрудничестве с верхней и нижней палатами Федерального собрания РФ. Сегодня Альянс стал наиболее авторитетным общественным объединением, защищающим интересы участников рынка подписки.   

Начальник отдела печатных изданий и полиграфии Министерства связи и массовых коммуникаций Е.В.Часовская указала на то, что в ближайшее время не планируется возвращение государственных субсидий для поддержки подписки, и поэтому издателям придется рассчитывать лишь на собственные возможности для развития рынка. Что не исключает возможности финансирования отдельных социально значимых проектов. 

Исполнительный директор ИД «Собеседник» С.В.Цыганов обратил внимание на значение отрасли печатной прессы для российской экономики. В отрасли работает 450 тыс. сотрудников, 200 тыс. заняты в полиграфической промышленности, 100 тыс. человек занимаются распространением печатной прессы. Кроме того, на печатные СМИ работает значительная часть сотрудников логистических компаний и лесной промышленности. Предприятия этих отраслей в России неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными из-за отсутствия государственной поддержки. При этом, относительно небольшие государственные субсидии подписчикам могли бы поддержать отрасль, делающую значительные налоговые отчисления в российский бюджет.

Генеральный директор издательства «Клёпа» Н.Ю.Дубинина подчеркнула значение детских печатных изданий для полноценного воспитания подрастающего поколения. Максимальный тираж детских изданий ограничен низким уровнем рождаемости и не может превышать 75 тыс. экземпляров. Достичь рентабельности без государственной поддержки детские издания не в состоянии. При этом большинство детских изданий – это уникальные лаборатории по развитию детского творчества, оказывающие практическую помощь родителям. 

Директор по дистрибуции смоленского ИД «Толока» В.В.Пипко рассказал об опыте запуска успешных подписных проектов. «Толока» - один из региональных издательских домов, сумевших добиться успешных продаж на федеральном уровне. Подлинным хитом рынка подписки стали журнал «Сваты» и издания, ставшие его тематическими продолжениями. В 2015 году «Толока» готовится выпустить на рынок очередной бестселлер этой серии –  журнал «Сваты. Заготовки». Главными проблемами подписки, по словам Пипко, являются завышенность подписных цен относительно розничных и низкая мотивированность сотрудников почтовых отделений к организации активной подписки. 

Генеральный директор Агентства по распространению зарубежных изданий (АРЗИ) В.И.Лупенко поднял вопрос о необходимости своевременного предоставления почтовым оператором информации о тарифах. В частности, «Почта России» слишком поздно дает агентствам информацию о тарифах на прием и доставку подписки, местных и льготных тарифах и тарифах на отправку заказных бандеролей, актуальных для адресной системы доставки подписных изданий. По его мнению, нуждается в совершенствовании и сама технология организации подписных кампаний, в том числе и в связи с изменением с 1 января 2015 года порядка предоставления данных об НДС. 

Руководитель Службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» В.А.Дворянов подчеркнул, что в условиях отказа государства от субсидирования подписки единственным надежным способом выхода из кризиса является организация акций продвижения совместными усилиями издателей, подписных агентств и почтового оператора. В качестве удачного примера такого взаимодействия он презентовал мини-каталог, выпущенный агентством к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и предоставляющий ветеранам и инвалидам возможность подписки по сниженным ценам. Агентство регулярно организует федеральные и локальные акции для подписчиков, эффективность которых могла бы возрасти при более активной информационной поддержке почтового оператора и издателей.  

Исполнительный директор «Агентства «Роспечать» В.Г.Паргентанян подчеркнул необходимость тесного взаимодействия всех участников рынка для развития подписки и важность технологической координации их усилий при производстве подписных каталогов. По его мнению, все участники медиасообщества заинтересованы сегодня в повышении активности «Почты России» в деле развития рынка подписки и готовы к активному взаимодействию.    

Первый заместитель председателя Комитета  по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ В.С.Шурчанов подчеркнул важность государственной поддержки для развития печатной прессы. Проблемы подписки, по его мнению, могут быть рассмотрены на специальном пленарном заседании Государственной Думы РФ. Государственная поддержки важна и необходима для развития печатных СМИ. Он обратился к представителям медиасообщества с призывом направлять в Комитет Госдумы по СМИ конкретные предложения по проблемам подписки, которые могут стать законодательными инициативами. 

Первый заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.В.Галактионова заверила участников заседания в том, что политика согласования действий почтового оператора с издателями и подписными агентствами будет продолжена. С 2014 года почтовый оператор был лишен всех государственных субсидий, что не позволило «Почте» сдерживать рост тарифов. При этом «Почта России» видит перспективы в развитии успешного сотрудничества с издателями и подписными агентствами. Всего на мероприятия по поддержке подписки в период подписной кампании на 2-е полугодие 2015 года «Почта России» направила порядка 700 млн рублей. Помимо заморозки тарифа на доставку ежедневных газет, Почта России в 2 раза снизила пороговый тираж региональных СМИ для получения 17%-ой скидки на доставку подписных изданий — до 5 000 экземпляров, а также проводит Всероссийские декады подписки. 

Подводя итоги заседания, председатель Правления АРПП А.В.Оськин призвал его участников к продолжению конструктивного взаимодействия. Главная цель рынка – добиться роста подписных тиражей. Для достижения этой цели необходима консолидация усилий всего медиосообщества. 

Участники заседания приняли резолюцию с описанием срочных мер, необходимых для достижения роста подписных тиражей. Среди первоочередных мер, перечисленных в резолюции, – публикация коллективных обращений к Президенту РФ, Правительству РФ и Общероссийскому народному фронту по важнейшим вопросам, связанным с рынком подписки. Кроме того, Альянс, во взаимодействии с ФГУП «Почта России», должен проанализировать причины несвоевременной доставки газет и журналов подписчикам и сделать предложения по улучшению ситуации. Альянс будет более активно взаимодействовать с почтовым оператором, федеральными и региональными органами власти в целях создания благоприятных условий для роста подписных тиражей. Также в ближайших планах Альянса – взаимодействие с почтовым оператором в целях обоснования для участников медиарынка роста почтовых тарифов на прием и доставку подписки.  

Кроме того, участники заседания единогласно поддержали предложение о подписании коллективного обращения к медиасообществу «Сильная Почта России – залог сильной подписки в стране», подчеркивающее особую роль почтового оператора в развитии подписных услуг.     

Пресс-служба АРПП  

Фотографии с заседания можно найти здесь