МК: Обеспечить рост подписных тиражей в современных условиях!

В среду вечером, 25 марта, состоялось расширенное заседание Альянса в поддержку подписки на газеты и журналы. Интерес к мероприятию был огромным: на участие в прениях записались больше сотни человек - издателей, депутатов, распространителей, журналистов. Тема обсуждалась архиважная: сохранение института подписки в России и признание прессы и книг социально значимой продукцией.

Заседание открыл руководитель Альянса в поддержку подписки Вячеслав Керов. Он рассказал, что возглавляемое им общественное объединение защищает интересы отрасли и находится в тесном контакте с Комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Общественной палатой РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Общероссийским народным фронтом и "Почтой России".

Альянс является самой быстрорастущей отраслевой общественной организацией. Многочисленные встречи и письма в различные государственные учреждения дали определенный результат. Налицо конструктивная позиция "Почты России", руководство которой пошло на конкретные шаги: проведение двух декад подписки, предоставление скидок, уменьшение порогового тиража региональным издателям.

- Основная наша цель - восстановление подписного рынка России, - говорит Вячеслав Керов. - Мы добиваемся прежде всего помощи самого государства и намерены продолжить работу с федеральными органами власти, направленную на принятие закона о господдержке печатной прессы, в том числе по распространению и подписке.

Генеральный директор детского издательского дома "Клепа" Наталия Дубинина занимается своим детищем 25 лет. Она вспомнила, как на вручении ей премии Правительства России в области печатных средств массовой информации Владимир Путин удивился: как изданию удается выжить, если оно не приносит прибыли? "Я тогда подумала: хорошо, что наша власть понимает социальную значимость нашей продукции", - говорит Наталия Дубинина.

Одна из ближайших инициатив Альянса - создание пула социально значимых негосударственных изданий для получения господдержки, - заявил Керов. - В целом же в условиях кризиса нужна консолидация рынка подписки, чтобы наш тройственный союз - издатели, подписные агентства и "Почта России" был сплочен и максимально эффективен".

- Задача нашего собрания - дать старт разработке комплекса мер по поддержке подписки как социально важного института, - поддержал коллегу председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александ Оськин.

- Мы всегда поддерживаем реальные инициативы и готовы добиваться их воплощения в жизнь вместе с нами. Согласна полностью: подписку надо поддерживать. И мы давно говорим, что прессу и книги нужно признать социально значимой продукцией, - обнадежила собравшихся начальник отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Екатерина Часовская.

Сергей Цыганов из "Собеседника" признался: он "очень рад тому, что в "Почту России" пришла новая энергичная команда". И привел любопытные цифры. В России в издательском деле работают от 400 тысяч до 500 тысяч человек; 200 тысяч специалистов трудятся в полиграфическом комплексе; 100 тыс. человек являются распространителями; десятки тысяч работают на бумажном производстве. "Спрашивается: кому нужно было прекращать дотирование подписки? - выразил недоумение Цыганов. - Правительство хотело сэкономить 3 млрд рублей, а вместо этого получило многомиллиардные убытки"...

Во всем мире подписка поддерживается на государственном уровне. Многомиллионные дотации выделяются в Великобритании, Бельгии, Австрии (в этой стране на днях принято решение увеличить размер дотации на подписку в 5 раз), в США (где благодаря четко налаженному механизму дотирования по подписке распространяется 85% тиражей; для сравнения: в России - 40%). Примеров можно приводить еще много.

- Государственная поддержка нужна или не нужна? Конечно, нужна. Во всех сферах, социально значимых, - выступил заместитель главы Комитета по СМИ Госдумы Валентин Шурчанов, выслушав мнения участников совещания. - Ведь государство прежде всего строится для того, чтобы эффективно могло жить общество. И все общественно значимые вещи должны, безусловно, заслуживать государственного внимания и государственной поддержки. Социально значимые издания - конечно, они должны быть. Рекламные издания мы поддерживать не можем с точки зрения государственной политики. По тарифам: я как управленец понимаю, что надо выживать, рынок нужно расширять. Когда на самолете летишь над северными территориями, думаешь: насколько же огромная страна, а ведь "Почта" должна обеспечивать доставку. Поэтому и "Почте" должна быть поддержка.

Есть три формы поддержки: дотация - безадресное выделение денег, субсидия - адресное выделение денег, субвенция - те самые деньги, которые передаются исполнителям, чтобы реализовать государственную политику. "Если мы прямо сегодня не можем делать безадресные дотации, то законодательно мы можем определить субсидии для отдельных категорий граждан, например, для детей. Дотацию получает семья тогда, когда идет подписываться на детские журналы. И, в свою очередь, журнал в зависимости от количества подписантов должен получать из федерального или регионального бюджета финансирование", - подал идею депутат.

- Да, денег в бюджете на сегодняшний день не так много, продолжает Валентин Шурчанов. Но это не означает, что мы не должны поддерживать средства массовой информации. Хотя уменьшение финансирования - существенное, на 4,5 млрд рублей. Уже набираются законодательные предложения по таким важным вопросам, как таможенные пошлины, отмена или уменьшение налога на НДС, поддержка розницы. Над этим мы с вами будем работать. Я уверен, что государство выйдет на прямую дорогу поддержки средств массовой информации, потому что без печатных изданий мы функционировать не сможем.

Собравшиеся говорили и про всероссийские Декады подписки, которые прошли в декабре и феврале-марте. Каждая из них принесла миллионы новых подписок.

- Чувствуется, что вы заинтересованы в том, чтобы улучшить положение вещей, - сделал вывод Валентин Шурчанов. - Я думаю, мы выработаем какие-то предложения и будем двигаться дальше.

Депутат пообещал поддержать все предложения, которые изложили докладчики. Равно как и поддержать "дружную работу" самих средств массовой информации, "Почты", агентств и общественных распространителей. "Гражданское общество у нас работает, есть партии, общественные организации, Советы ветеранов, комитеты женщин, детские организации, которые могут и обязаны, как мне представляется, внести свою лепту. Если общественная организация заинтересована в нормальной работе, она будет ориентироваться на средства массовой информации и всемерно будет их распространять. Вы, средства массовой информации, должны со всеми общественными организациями в стране тоже сотрудничать в вопросах подписки. Это важнейший институт и большой резерв", - сообщил Шурчанов.

В ходе заседания заместитель генерального директора "Почты России" Инесса Галактионова отметила:

- За последний год мы встречались большое количество раз на различных площадках. Нам удалось построить конструктивный диалог с федеральными и региональными изданиями, агентствами подписки, вместе находить решения. Мы понимаем, что от "Почты" многое зависит. "Почта" - уникальная площадка с точки зрения логистической инфраструктуры, охвата. До 2014 года предприятие получало субсидии на подписку, на поддержку отделений Крайнего Севера. Теперь все деньги "Почта" зарабатывает сама.

- За счет скидок, проведения двух Декад подписок и сдерживания тарифов наши инвестиции в подписку на 2ое полугодие 2015 года достигли 700 млн рублей, - подчеркнула Инесса Галактионова.

Стоит отметить, что эти средства Почта направила на обеспечение скидок для издательств и населения. Почта России проводит Всероссийские декады подписки, заморозила стоимость доставки всех ежедневных газет и в два раза снизила пороговый тираж региональных СМИ для получения 17%-ной скидки на доставку — с 10 до 5 тыс. экземпляров. Постоянная 17%-ная скидка на доставку подписных изданий действует также для федеральных СМИ с тиражом от 220 тыс. экземпляров, а всем районным СМИ, независимо от тиража, Почта России предоставляет скидку в размере 25%.

При этом Почта России не определяет, кому помогать: социально значимым, детским, развлекательным или другим изданиям. Почта определяет скидки только по двум параметрам: тиражи и географическое покрытие. Определить критерии предоставления помощи может только регулятор в лице Минкомсвязи и Роспечати.

Почта России также активно развивает розничное распространение прессы в своих отделениях, выделяет места в отделениях для выкладки изданий, запускает специальные стойки для прессы. Предпочтение в выкладке отдается общественно-политическим изданиям, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.

Почта России обладает самой крупной филиальной сетью в стране - 42 000 почтовых отделений, которые ежедневно посещают в среднем более 2,5 млн человек. При этом многие отделения расположены в населенных пунктах, где поблизости нет ни одного газетного киоска. Поэтому периодика пользуется спросом у клиентов, как в крупных городах, так и в сельской местности.

Подводя итоги заседания, председатель Правления АРПП А.В.Оськин призвал его участников к продолжению конструктивного взаимодействия. Главная цель рынка – добиться роста подписных тиражей. Для достижения этой цели необходима консолидация усилий всего медиасообщества.

Участники заседания приняли резолюцию с описанием мер, необходимых для достижения роста подписных тиражей.

Кроме того, участники заседания единогласно поддержали предложение о подписании коллективного обращения к медиасообществу «Сильная Почта России – залог сильной подписки в стране», подчеркивающего особую роль почтового оператора в развитии подписных услуг.

Елена Соколова

Источник: MK.RU

Оригинальный заголовок: Обеспечить рост подписных тиражей в современных условиях!

Похожие новости: Участники рынка подписки РФ выработали меры по обеспечению роста подписных тиражей