Чтобы преодолеть все трудности и выйти из кризиса обновленной и более сильной, страна должна направить все усилия на то, чтобы повышался уровень образования, активнее развивались науки, осваивались недоступные или малодоступные нам пока отрасли промышленности и технологии. И нет в этом деле помощника вернее, чем книги, а также газеты и журналы. Да, современная периодика — это уже не только способ информирования о новостях и пропаганды тех или иных ценностей, и принцип «развлечение любой ценой» уже не является для нее определяющим. Пресса помогает укреплению взаимосвязей и взаимопонимания в обществе, служит важным инструментом социализации молодежи, участвует в определении культурной повестки дня, и ее возможности на этом поприще далеко не исчерпаны. Однако, как и книжная отрасль, рынок периодической печати в России переживает непростые времена. Вызовы, на которые приходится отвечать печатной продукции в нашей стране, можно разделить на две группы — условно говоря, объективные и субъективные. К субъективным мы относим, в частности, культурологические проблемы: пока бумажные книги и пресса проигрывают «войну за внимание потребителей» новейшим гаджетам, которые порой становятся просто иным каналом донесения контента, а порой — радикально меняют структуру потребления информации. Одно из опаснейших последствий этого процесса — формирование так называемого клипового мышления в противоположность понятийному. Молодежь начинает мыслить не глубоко и критично, а поверхностно, хотя и очень быстро. Эта проблема еще заявит о себе в полный рост и на ее решение будет потрачено много сил и времени. А вот сложности объективные, как нам кажется, можно преодолеть уже сейчас, заложив основу для дальнейшего роста и развития.
Прежде всего мы имеем в виду работу предприятий, реализующих книжную продукцию и периодику. Кризис распространения газет, журналов и книг в нашей стране носит во многом рукотворный характер, то есть создан деструктивными действиями чиновников различного уровня, для которых данный неприбыльный и низкорентабельный сегмент рынка является неинтересным и малопривлекательным. В последние годы мы были свидетелями стагнации и упадка всей системы книгопродаж и реализации прессы в стране. Книжных магазинов, задушенных высокими арендными ставками, стало меньше, чем в царской России, а число киосков прессы за последние пять лет сократилось с 42 тысяч до 28,9 тысяч. В 2013 году году Минкомсвязь выпустила рекомендации по регулированию сегмента на местах, но увы, многие чиновники в регионах считают рекомендации необязательными к исполнению. Неудивительно, что отрасль с таким воодушевлением восприняла поручение президента России В.В. Путина органам исполнительной власти «принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения», данное по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству. Поручения президента внушают надежду на то, что региональные власти развернутся в сторону нашей отрасли и обеспечат подъем всей системы дистрибуции книг и прессы и максимально широкий доступ населения к печатному слову.
Участники Ассоциации распространителей печатной продукции хорошо знакомы с особенностями функционирования отрасли, знают ее глубинные механизмы и зачастую предлагают весьма эффективные способы решения тех или иных проблем. На разработку мер, обеспечивающих выполнение данного поручения главы государства, высшим должностным лицам субъектов Федерации отведен срок до 1 июля 2015 года. На наш взгляд, работая над перечнем мер, региональные власти должны самое пристальное внимание обратить именно на инициативы представителей медиасообщества.
События последнего времени показали, что имеется прямая связь между закрытием книжных магазинов и киосков прессы с падением продаж продукции, для реализации которой эти торговые форматы предназначены. Покупатели при закрытии привычного киоска или магазина не переходят в другой, а обычно просто исключают печатную продукцию из потребительской корзины. Все-таки при нынешнем темпе жизни далеко не каждый человек имеет возможность отправиться на поиски любимой газеты. Поэтому одна из основных задач на сегодняшний день — именно развитие и расширение существующих сетей продаж печатной продукции. А чтобы решить ее, нужно в первую очередь снять все имеющиеся административные барьеры.
АРПП предложила главам субъектов Федерации рассмотреть ряд мероприятий в этом направлении.
Очень важно сформировать в регионе благоприятные условия для выполнения — подчеркнем, в полном объеме — положений приказа Минкомсвязи № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Напомним, этот приказ, подписанный в 2013 году, предполагает, что показатель обеспеченности населения объектами прессы должен быть выведен на уровень одного киоска прессы на 1500 жителей в крупных городах региона, на 2500 жителей — в областных городах, на 4000 — в городах с численностью населения менее 50 тыс. человек. Разумеется, никто не ждет, что правительства регионов станут создавать собственные предприятия по реализации печатной продукции. Их задача — обеспечить привлекательные условия для предпринимателей, которые не боятся выходить на этот сложный рынок. В числе мер, снижающих входные барьеры в нашей отрасли, важнейшим было бы введение льготных арендных ставок. С этим согласны и в Минкомсвязи: в упомянутом приказе рекомендуется установить арендные ставки для объектов прессы в городах-миллионниках — не выше 30 руб. за кв. м. в месяц; в областных городах и городах с численностью населения до 1 млн человек — не выше 20 руб. за кв. м. в месяц; в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек — не выше 5 руб. за кв. м. в месяц.
Реализация только этих положений приказа Минкомсвязи № 197 уже существенно облегчит жизнь рынку распространения печатной продукции, а значит, и сделает более свободным доступ граждан к прессе, обеспечив необходимое количество торговых объектов прессы на душу населения.
Но есть и другие предложения, реализация которых может привлечь дополнительные инвестиции в отрасль. Так, было бы разумным утвердить порядок, согласно которому право на осуществление торговой деятельности по реализации периодической печатной продукции и книг в местах (зонах), установленных схемой размещения, возникает на основании конкурса и заключенного по его результатам договора на размещение торгового объекта. В этом случае за право реализации печатной продукции будут сражаться между собой профессионалы в этой сфере, тогда как сейчас за место под солнцем им порой приходится соперничать с представителями других сфер торговли и услуг на принципах «кто даст больше на аукционе».
Если при этом с победителем конкурса договор будет заключаться не менее чем на пять лет, предприниматели перестанут беспокоиться о непредсказуемом завтрашнем дне и начнут инвестировать в развитие новых торговых форматов. Сегодня в отрасли разработаны современные торговые объекты — начиная от легкого пресс-стенда и многофункционального киоска и заканчивая «крупными формами» вплоть до гипермаркетов книжной и периодической печатной продукции. Как нам представляется, кардинально повысить интерес к печатной продукции могли бы мультимедийные объекты типа «Книги+Пресса+». Такого рода торговые точки (для которых также было бы актуальным установить специальные пониженные ставки арендной платы) могли бы предлагать помимо книг и периодики широкий ассортимент товаров, в том числе лицензионную фирменную аудио- и видеопродукцию на CD и DVD, программное обеспечение, канцтовары, развивающие игры и т. д. Покупатели в таких павильонах могли бы воспользоваться дополнительными услугами — оформить подписку на газеты и журналы, приобрести билет на транспорт и зрелищные мероприятия, осуществить перевод денежных средств, оплатить коммунальные платежи, заказать и получить товары через интернет-магазины и др.
Однако развивать новые форматы пока решаются немногие — в сложившихся условиях это высокорисковые инвестиции.
Отсюда вытекает и еще одно предложение: либерализация норм, регулирующих коммерческую деятельность распространителей печатной продукции. Например, вывести газетный киоск на приемлемый уровень рентабельности помогло бы снятие ограничений на ассортимент товаров, разрешенных к реализации в таких объектах. Мы прежде всего имеем в виду табачные изделия, горячий чай, кофе, соки и снековую продукцию, словом, все то, что привычно и удобно покупать вместе с газетой или журналом.
Кроме того, в целях оказания экономической поддержки киосковым сетям печатной продукции можно было бы разрешить распространителям книг и периодики размещать на такого рода объектах рекламу товаров, реализуемых в них, на коммерческих принципах.
«Не надо ждать, пока конъюнктура сама собой улучшится, следует самим формировать условия для роста экономики», — сказал В.В. Путин, и применительно к нашей отрасли органы власти могли бы руководствоваться именно этим принципом.
Если реализовать описанные выше предложения, распространители печатной продукции немного расправят плечи, а потом они уже сами с удовольствием расширят работу по продвижению книг и прессы, ведь новые читатели — это и новые покупатели для них.
Такая форма частно-государственного сотрудничества привела бы к появлению не просто коммерчески успешных торговых точек, но социально значимых учреждений, способствующих сохранению рынка реализации книжной и другой печатной продукции, предоставляющих доступный и удобный канал получения информации и востребованных населением услуг. А на такой крепкой основе намного проще было бы бороться и за сохранение традиций чтения, возрождение интереса к литературе, развитие современных наук и технологий.
Президент АРПП Дмитрий Мартынов, председатель правления АРПП Александр Оськин
Источник: Парламентская газета
Похожие новости: Издатели о будущем медиа-отрасли