Присутствующие на семинаре журналисты довольно бурно обсуждали с экспертом насущные, по их мнению, вопросы: возможна ли финансовая независимость прессы, уйдут ли СМИ из-под влияния власти и будет ли от этого польза. Говорили и о проблемах региональной прессы. По мнению эксперта, это неудачная вёрстка, канцелярский язык, спорные заголовки, отсутствие инициативы у журналистов в самостоятельном поиске информации.
В разговоре о федеральной журналистике эксперт отметил тенденцию, при которой региональные власти подбирают под себя муниципальные СМИ. Однако нельзя условием успешности издания считать финансирование из бюджета: есть регионы, где власть не финансирует местные редакции, при этом уровень региональной прессы достаточно высок.
«Например, Пермский край. Этот регион особый, достаточно крепкий. В нем много городов с более-менее сильными предприятиями и довольно много частных изданий, которые сумели в свое время приватизироваться — живут, в целом, неплохо», — рассказал Владимир Касютин.
По мнению эксперта, все лучшие редакции в России, в которых есть какое-либо подобие настоящей журналистики, зарабатывают деньги в стороннем бизнесе. Например, бумажная газета имеет свою типографскую машину, которую может сдавать в аренду. Либо издаются несколько рекламных газет, которые дают доход, чтобы издавать СМИ с серьезным содержанием. «При этом, если мы уберем из прессы финансовые вливания из бюджета, у нас завтра обрушатся почти все СМИ в стране: и газеты, и телевидение, и интернет», — заявил Владимир Касютин.
По мнению эксперта, в Новгородской области ситуация особая. Регион малонаселенный, экономически не очень сильный, медиарынок областного центра перенасыщен изданиями. Обсудили участники семинара и феномен так называемой «бесплатной» прессы. В этом — еще одна особенность нашего региона. В Великом Новгороде существует две бесплатные газеты с огромным тиражом, которые финансируются из муниципального и областного бюджета. Это газета «Новгород» — около 102 тысяч экземпляров, и газета «Новгородские Ведомости», которая распространяется бесплатно по пятницам тиражом в 100 тысяч.
«Такие бесплатные газеты создаются либо для того чтобы «пилить» бюджетные деньги, либо с целью политического влияния. Такой гигантский тираж не нужен ни рекламодателю, ни населению», —прокомментировал Владимир Касютин.
Эксперт отметил, что встречал в свое практике региональные издания довольно приличного качества, при этом, финансируемые из бюджета. Это связанно с личностью главного редактора, который сумел каким-то образом удержать свои позиции. «Все лучшие проекты в России зависят от личности главного редактора: убери этого человека — все сразу развалится», — пояснил Владимир Касютин.
Ведущий семинара рассказал о газете «Пензенская правда», которая стала одной из победителей конкурса «Десять лучших газет России» в 2014 году. По мнению Касютина, это издание пример качественной бесплатной газеты с государственной поддержкой. В ней много историй «простых» людей, жителей Пензенской области, активно обсуждаются действительно важные для региона вопросы. Однако в «Пензенской правде» очень мало говорится о губернаторе и областной власти. «Все это работает только благодаря личности главного редактора, Павла Шишкина. Он был одним из критиков губернатора, а когда его пригласили работать в этой газете, Павел поставил условие: он будет сам принимать решения. Выдержать свою позицию очень важно в нашей профессии. Таких людей очень мало», — заключил Владимир Касютин.
Завершился семинар мастер-классом по региональной прессе. Новгородские журналисты с юмором отнеслись к своим ошибкам и огрехам, которых было немало. Это и проблемы с версткой: огромные, чаще всего, постановочные фотографии на первых полосах почти всех районных газет, неподписанные фотографии (отгадай сам, кто же здесь изображен) или «слепые» полосы, совсем лишенные иллюстраций.
Особенно много эмоций вызвали заголовки. Это наше всё!
Топ-7 «лучших» заголовков:
— «Очень хочется пораньше»;
— «Женщина — лучший подарок»;
— «За прилавком с душой»;
— «Введен в опытную эксплуатацию»;
— «Земле нужен хозяин»;
— «А жизнь продолжается, течет и меняется»;
— «Как много прожито, как много пережито».
И самое невероятное, как слово «удовлетворительно» мигрирует в заголовках разных изданий — оно встретилось в четырех газетах к разным текстам, хотя и на одну тематику, про отчеты глав регионов. И за автором этого материала был замечен подобный заголовок.
Но есть в наших «районках» и достойные материалы: Владимир Касютин похвалил «Шимские вести» и «Солецкую газету».
Коллегам есть над чем поразмышлять и над чем работать. Хочется верить, что новгородская журналистика вырастет и станет качественнее, а бюджетное финансирование её не погубит.
Полина Гудзовская
Источник: Новгородский портал
Оригинальный заголовок: Владимир Касютин: «Настоящее СМИ не обслуживает власть или бизнес»
Похожие новости: Районные СМИ и "новомодный городской пиджак": почему не стоит примерять