В ней принимают участие более 50 представителей издательских домов и распространительских компаний из Барнаула, Белгорода, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Смоленска, а также из Беларуси и Латвии.
Открывая конференцию, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что ситуация на отечественном рынке печатных СМИ весьма тревожная. Переживаемые экономикой страны трудности создают дополнительные проблемы, мешающие нормальному функционированию всего комплекса производства, издания и реализации газетно-журнальной и книжной продукции. Негативные тенденции, проявившиеся в отрасли ещё в докризисные времена, сегодня усиливаются по всей цепочке – от типографии до конечной точки продаж. А.В. Оськин призвал участников к активному и заинтересованному обсуждению включённых в повестку дня тем, выработке коллективных решений по преодолению проблем, препятствующих нормальному функционирования рынка прессы.
Перед собравшимися было зачитано приветственное обращение к участникам конференции председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы РФ Л.Л. Левина. Он сделал акцент на том, что на мероприятиях АРПП по традиции вырабатываются информативные документы, которые служат ценным источником сведений о положении на рынке и используются при выработке позиции Комитета по информационной политике. В лице АРПП, подчеркнул Л.Л. Левин, мы видим важный субъект диалога и будем учитывать ваше мнение при разработке и обсуждении законопроектов в Комитете. В заключение председатель Комитета пожелал участникам плодотворной работы и успешного поиска эффективных решений на благо печатной отрасли России.
С докладом «Рынок печатных СМИ России в условиях кризиса. Пути сохранения и развития медиабизнеса» выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Он высказал мнение, что кризис в российской экономике может привести к:
- падению объёмов продаж периодической печати;
- падению прибыльности распространения печатных СМИ;
- возрастанию уровня финансовой зависимости в связи с постоянной задолженностью на медиарынке;
- проблемам ликвидности в текущих и срочных показателях у медиакомпаний;
- банкротству издателей и распространителей.
Д.В. Мартынов проанализировал возможные варианты выхода из кризиса. Он напомнил задачи, которые обозначил в своих выступлениях Президент РФ В.В.Путин – развитие экономики с опорой на собственные силы, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса. Помимо этого, докладчик проинформировал об антикризисных предложениях Минкомсвязи и АРПП.
В заключение Д. В. Мартынов выделил основные направления выхода из кризиса, которые, как он считает, могут позволить пережить 2015 кризисный год, не только не растеряв главное – имеющуюся систему распространения прессы, но и модернизировать её, расширить. Для этого необходимо:
- разработать Концепцию развития рынка распространения прессы в России на базе предложенной АРПП Концепции для Москвы;
- направить вектор развития - «Пресса в зонах высокого трафика»;
- активизировать поиск новых инструментов по удержанию розничных и подписных цен на прессу;
- добиваться выполнения нормативов Приказа №197 Минкомсвязи;
- осуществить антикризисные меры Минкомсвязи.
В своём видеовыступлении заместитель начальника управления ФАПМК, член правления АРПП Г.Н. Кудий провёл мысль, что для вывода печатной отрасли из кризиса необходимо внедрять новаторские идеи, выводить на рынок новые издания, заниматься освоением новых форматов продвижения издательских проектов. Заметил, что перспективы у традиционной прессы есть, о чём свидетельствует наблюдаемый на Западе ренессанс печатных журналов, принесших владельцам в 2014 году значительную выручку.
Директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина представила доклад «Книгоиздание в России в 2008–2014 гг.: от кризиса до кризиса». В нём она проиллюстрировала динамику книгоиздания в России. Подчеркнула, что продажи книг в натуральных показателях снижаются, чему в значительной мере способствует продолжающееся закрытие книжных магазинов. Т.В. Цыбина обратила внимание на схожесть ситуации в книжной рознице с положением дел в киосковом сегменте рынка распространения прессы. В России, по данным последнего мониторинга, проведенного в ходе подготовки документа «Литературная карта России», остался всего 2221 книжный магазин. Только за последний год в России было закрыто более 100 книжных магазинов. И на сегодняшний день на 1 книжный магазин в РФ приходится 64 600 человек. В то время как в крупных городах европейских стран 1 книжный магазин приходится в среднем на 10 тыс. жителей.
Вместе с тем, заметила Т.В. Цыбина, книжники сдаваться не собираются и ищут пути сохранения своего бизнеса. Один из основных их постулатов: «Электронные книги – это не конкурент, а помощник». Развивать совместные продажи «бумаги» и «цифры» – вот путь, который ведет к синергетическому эффекту.
В видеовыступлении президента Союза издателей (ГИПП) С.Н. Моисеева главенствовал тезис - сегодня у отрасли одна задача — выжить. Для этого значительные усилия должны приложить издатели, распространители, полиграфисты, общественные организации. Необходимо менять методы, способы работы, больше созидать, предпринимать меры по либерализации рекламного законодательства, повышению эффективности системы распространения.
О добровольной сертификации распространителей прессы как важного шага на пути внедрения саморегулирования отрасли рассказал генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс», член правления АРПП А.В. Федотов. Основной целью создания Системы добровольной сертификации является оценка соответствия работ (услуг) организаций, осуществляющих деятельность в области распространения печатной продукции.
Применение Системы даёт возможность:
- повысить конкурентоспособность и капитализацию компаний;
- способствовать продвижению «бренда» компании на рынке;
- повысить качество оказываемых услуг;
- оградить предприятия от некомпетентных и недееспособных контрагентов;
- значительно снизить риски получения недобросовестной услуги.
Председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, член правления АРПП В.В. Керов выступил с докладом «России нужна новая государственная политика по поддержке печатных СМИ». Он сказал, что сегодня помощь прессе в том или ином виде оказывается практически во всех развитых странах. Далее он подробно остановился на двух основных формах помощи - прямом субсидировании печатных СМИ и косвенной поддержке в виде различных льгот.
Российская система господдержки отрасли печатных СМИ, по словам В.В. Керова, устроена иначе по сравнению с большинством мировых держав. Российскому государству, по его словам, пришло время отказаться от адресной помощи некоторым изданиям, и прежде всего правительственным, в пользу косвенной и опосредованной поддержки всей отрасли периодической печати по примеру западных стран.
В заключение докладчик высказал предложения по реформированию системы господдержки печатных СМИ в России, которые, по его мнению, позволят прессе достойно выполнять ее конституционный долг даже в кризисные времена:
- введение режима налогового благоприятствования для печатных СМИ и смежных отраслей;
- закрепление за дистрибуцией прессы всех форм статуса социально значимой услуги;
- увеличение норматива списания нереализованных тиражей;
- выделение дотаций «Почте России» до полного покрытия убытков по доставке подписных тиражей населению;
- принятие таможенных льгот для смежных отраслей и реализация программы «Молодежная подписка».
Проблемы, затронутые в докладе В.В.Керова дополнило выступление Г.Б.Баринова, генерального директора ООО «АРИА-АиФ», члена правления АРПП. Он, в частности, остановился на роли и месте социально-значимых изданий в стране. Предложил проработать новое наполнение данного термина, проанализировать программы экономической поддержки СМИ других стран.
А.В.Оськин проинформировал собравшихся о готовящемся к выпуску второго издания книги об опыте государственной поддержки СМИ за рубежом, которое выйдет в ИД «Собеседник». Авторы книги – Мартынов Д.В. и Оськин А.В. В этой работе будут представлены новейшие данные о динамике политики господдержки СМИ в различных зарубежных странах. В этом контексте имеет важное значение внутриотраслевая дискуссия о том, какие СМИ государство должно поддерживать, а какие нет. Отмечается попытка, подчеркнул А.В.Оськин, отнесения к социально-значимым СМИ исключительно общественно-политических изданий. На наш взгляд, это неправильная позиция, противоречащая законодательству РФ. В России существует только три вида печатных СМИ: общественно-политические; общеобразовательные, культурные и другие издания; рекламные издания и эротические. Мы убеждены, заявил выступающий, что государство должно поддерживать все без исключения СМИ, не являющимися рекламными и эротическими.
Завершил программу первого дня работы конференции открытый дискуссионный диалог издателей и распространителей о судьбе отрасли в условиях кризиса. В качестве модераторов выступили генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРППС.Д. Гаврилов и директор по распространению ЗАО «Издательство «Семь дней» А.Л. Кошман.
Фотоотчет с первого дня медиаконференции АРПП можно увидеть по ссылке.
Пресс-служба АРПП