Пути сохранения и развития медиабизнеса в кризисных условиях

На XXVIII медиаконференции АРПП в Шарм-эль-Шейхе (Египет), Д.В.Мартыновым, Президентом Ассоциации, был представлен актуальный доклад «Рынок печатных СМИ России в условиях кризиса. Пути сохранения и развития медиабизнеса».

В начале своего выступления Д.В.Мартынов рассказал, что Россия уже вступила в кризис, который начался с резкого роста инфляции и снижения уровня доходов населения. Экономисты описали кризис 2015 года в нескольких вариантах в зависимости от цены барреля нефти, санкционной политики Запада и ряда других критериев. Большинство из них склоняется, что кризис протекает по наихудшему сценарию, который рассчитывался при стоимости нефти (Ural) на уровне  50 долларов за барр. и при условии, что  в действии остаются все ранее веденные санкционные запреты западных стран в отношении России. По этому сценарию развития ситуации ожидается:

  • Инвестиционные вложения в экономику сократятся  на 10%.
  • ВВП сократится на 3-5%.
  • Отток капитала из Росси достигнет 114 млрд. руб.  (14%)
  • Произойдет уменьшение доходов россиян на 2%, что повлечет и уменьшение оборота розничной торговли на 8%.

По мнению докладчика, кризис в российской экономике приведет к следующим последствиям на рынке печатных СМИ:

  • Падению объемов продаж периодической печати
  • Падению прибыльности распространения печатных СМИ
  • Возрастанию уровня финансовой зависимости  в связи с постоянной задолженностью на медиарынке 
  • К проблемам с ликвидностью в текущих и срочных показателях у медикомпаний.
  • К банкротствам издателей и распространителей.

Далее Д.В.Мартынов представил прогноз развития отрасли. Российский рынок печатных СМИ в 2015 году продолжит сокращаться на фоне снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку. Сокращение рынка в рублевом выражении составит 3%, а в тиражах  - до 15%. Прогнозируется, что прессу в розницу будут реализовывать около 40 тыс. розничных точек, включая киоски, павильоны прессы и сети FMCG.  Количество киосков наиболее вероятно сократится на 5% по отношению к 2014 году. Всего объектов категории А (киоски и павильоны прессы, магазины прессы и другие) будет около 28,5 тыс. по всей России. В тиражах доля сегмента составит около 44% от всех реализованных тиражей.

Количество объектов в сетях FMCG будет расти умеренными темпами. Доля этого канала сбыта увеличится до 16% (+2%).

Такой формат как «торговля с рук» (лотки, ручники, пресс-стенды) постепенно уйдет с рынка. Количество точек «ручников» будет ежегодно сокращаться, а в некоторых городах такой формат торговли давно уже и не представлен. Например, в Санкт-Петербурге такая форма торговли находится вне закона. Объем реализации прессы через данный канал экспертно оценивается в 6% от общих реализуемых тиражей. А в стоимостной оценке доля подсегмента еще меньше и составляет 4-5%.

До 34% реализованных тиражей будет приходиться на подписку. 

Продолжая тему кризиса, докладчик привел данные социологического опроса, который в  2015 году провела Международная маркетинговая группа среди бизнесменов РФ. В опросе участвовало более 2000 человек. Бизнесменам России был задан вопрос: «Какие последствия кризиса для бизнеса Вы ожидаете?» Наиболее часто встречаемыми ответами среди респондентов были следующие:

  • Почти 33% сказали о банкротстве своих компаний
  • 22% - об убытках и финансовых потерях
  • 18% - высказали мнение, что выживут в этот кризис только сильнейшие компании, мелкие фирмы уйдут с рынка
  • 5% респондентов высказали мнение о том, что будет передел сегментов рынка. 

Этим же бизнесменам был задан и другой вопрос – «Что нужно делать во время кризиса бизнесу?» Наиболее часто респонденты отвечали так:

  • 30% из них считают, что нужно искать новые решения, новые направления для развития.
  • 18% бизнесменов считают, что необходимо оптимизировать расходы, снизить прибыль, повысить конкурентоспособность и эффективность производства.
  • Также 18% бизнесменов сказали, что основной стратегией развития для их бизнеса в условиях кризиса станет «выжить, держаться на плаву».
  • 16% бизнесменов намерены просто продолжать работать, без дополнительных инвестиций
  • Только 5% опрошенных будут ждать помощи от государства и окончания кризиса.  

Таким образом, приведенный выше опрос показал, заключил докладчик, что около 50% опрошенных бизнесменов РФ имеют позитивный настрой и готовы модернизировать свой бизнес к условиям новой реальности, а около 30% - готовы искать новые ниши и пути развития.

В следующей части своего выступления Д.В.Мартынов рассказал о путях выхода из нового кризиса, которые предлагает как государственная власть, так и медиасообщество. Президент РФ В.В.Путин на различных мероприятиях в этом отношении достаточно четко обозначил свою позицию. Он поставил задачу по развитию  экономики страны  с упором на развитие реального сектора, о чем он заявил на заседании Госсовета по развитию отечественного бизнеса и повышению его конкурентоспособности 18 сентября 2014 года, отметив, что ресурсами для выполнения этой задачи в ближайшие полтора-два года должны стать солидный внутренний рынок, а также конкурентоспособные условия финансирования бизнеса. Глава государства призвал малый и средний бизнес активнее включаться в выполнение задачи.

Минкомсвязь также предложила ряд мер, которые помогут избежать тотальных потерь в отрасли. Во-первых, для сохранения рабочих мест необходимо либерализовать отечественный рынок рекламы, т.е. предлагается вернуть рекламу алкоголя, табака, а также медицинских препаратов в печатные СМИ. Во-вторых, далеко не последнюю роль в затратах на рынке печатных СМИ играет стоимость бумаги. Поэтому важно не допускать необоснованного роста цен на нее. В-третьих, в качестве поддержки отрасли  необходимо вернуть табак в киоски прессы, т.к. он является трафикообразующим товаром. «Никто меньше курить не стал, люди стали покупать табак в супермаркетах, причем не по одной пачке, а блоками, что, понятно, увеличило потребление сигарет. Одновременно с этим киоски прессы потеряли очень многое – доходность и обороты упали на 20-30%». 

Затем Д.В.Мартынов  остановился на  антикризисных мерах, которые предложила АРПП: 

  • Либеризация налоговых норм для предприятий, работающих на рынке распространения прессы, особенно малых. 
  • Возврат трафикообразующих товаров в киоски прессы, прежде всего, табака. 
  • Восстановление системы реализации печатных СМИ.  Количество розничных объектов прессы за последние 5 лет сократилась более чем на 30%, а в некоторых регионах РФ – до 50%. Для московского рынка АРПП была предложена Концепция развития, в рамках которой планируется увеличить численность объектов розничных продаж прессы более чем в 2 раза и обеспечить рост в 2,5-3 раза объёма реализации периодики в Москве без бюджетных ассигнований. 

Докладчик также привел примеры из мировой практики, когда большое и постоянное количество точек продаж прессы – это гарантия более высокой стабильности рынка прессы и его большой емкости. Самый высокий показатель обеспеченности населения объектами прессы среди исследуемых стран отмечен в Германии и в Польше – один объект на 670 жителей, розничная норма потребления прессы в этих странах – 45-46 евро в год на человека. В странах с уровнем обеспеченности ниже, чем одна точка на 2 000 жителей, значительно меньше и розничная норма потребления печатных СМИ. Она находится в пределах 30–35 евро в год на человека. В России в настоящее время одна торговая точка приходится на 3 480 жителей, то есть этот показатель более чем в три раза ниже соответствующих по Германии, Польши, Великобритании, потому и уровень розничного потребления печатных СМИ в России невелик – 8 евро в год на человека. А это значит, что если бы в России обеспеченность торговыми точками прессы увеличилось в три раза, то, наиболее вероятно, и уровень потребления населения вырос в два-три раза.

Отдельно Д.В.Мартынов осветил вопрос  месторасположения торгового объекта – киоска, павильона, магазина, т.к. пресса – товар импульсного спроса. Именно к этому товару как нельзя лучше подходит крылатая фраза о трех факторах, необходимых для успешной работы торговой точки: «Первое - Местоположение, Второе - Местоположение и Третье - Местоположение». Сегодня эту фразу в деловых кругах называют мантрой бизнеса.

В этом отношении показателен опыт расположения объектов прессы в Великобритании, где 42% объектов с прессой расположено в зонах высокого трафика, что и обеспечивает успешность ее продаж. Торговые точки с прессой в Великобритании наиболее часто размещаются  на ж.д. вокзалах и станциях, в транспортных узлах.

Ситуация на московском рынке выглядит иначе: только 26% объектов по распространению печати находится в зоне высокого трафика (рядом с метро или в метро), остальные объекты (74%) в зоне среднего и низкого трафика. Именно  поэтому АРПП в рамках Концепции развития московского рынка печатных СМИ предложила отменить ранее принятые административные ограничения на размещение объектов розничной торговли печатной продукции, прежде всего киосков и павильонов прессы, на уличном пространстве города с учётом необходимости повышения эффективности и прибыльности их  работы. Предлагается разрешить установку объектов прессы в местах высокого пассажиропотока:

  • в 25-метровой зоне от метрополитена;
  • в непосредственной близости к остановкам общественного транспорта;
  • в зонах ТПУ.

Данные решения позволят увеличить количество объектов по распространению печати в зоне высокого трафика с 26% до 45%, что позволить максимально полно удовлетворить как постоянный, так и импульсный спрос населения на периодическую печать. Д.В.Мартынов предположил, что такую работу по перемещению объектов прессы в зоны высокого трафика нужно провести во всех регионах РФ.

Докладчик подробно остановился на основных направлениях реформирования системы распространения прессы в Москве, в том числе рассказал о принципе мультиформатности, который заключается в том, что на рынке должны работать торговые объекты разные по площади и функционалу. 

В заключение своего выступление Д.В.Мартынов  выделил  основные направления  выхода из кризиса, предлагаемые АРПП:

  • Разработка Концепции развития рынка распространения прессы в России на базе московской.
  • Вектор развития  -  «Пресса в зонах высокого трафика».
  • Поиск новых  инструментов по удержанию  розничных и подписных цен на прессу 
  • Выполнение нормативов  Приказа №197  Минкомсвязи. Реализация антикризисных мер  Минкомсвязи.  

Мы уверены, сказал Президент АРПП, что работа в этих направлениях позволит отрасли пережить 2015 кризисный год, не только не растеряв главное – имеющуюся систему распространения прессы, но и модернизировать и расширить ее.

Доклад Д.В.Мартынова вызвал оживленную дискуссию на конференции и в ее кулуарах. Обсуждение Концепции развития московского рынка распространения печатных СМИ, представленной Президентом АРППбыло продолжено во время работы «круглых столов» и в выступлениях делегатов.

Фотоотчет с первого дня медиаконференции АРПП можно увидеть по ссылке.

Пресс-служба АРПП