Поприветствовав всех участников медиаконференции, В.В. Керов начал свое выступление с тезиса о том, что на сегодняшний день помощь прессе в том или ином виде оказывается практически во всех развитых странах и реаизуется при этом в двух основных формах: прямом субсидировании печатных СМИ и их косвенной господдержке. Этот опыт, по словам докладчика, может быть чрезвычайно полезен и нашей стране, где российская власть пока не готова определиться с созданием эффективных механизмов и моделей поддержки прессы.
Дотациям и прямым инвестициям в печатные СМИ как инструменту господдержки на мировом уровне уделяется значительное внимание. Например, в Европе в среднем раз в 5 лет вносятся поправки и изменения в существующие нормативные документы о субсидиях прессы. Одной из лучших считается схема субсидирования прессы в Швеции: она в 2006 году получила награду от международного сообщества. Дотации от государства по данной схеме получают экономически неблагополучные издания, а также только выходящие на рынок новые проекты. Похож на шведский вариант и подход к осуществлению мер по государственной поддержке печатных СМИ у норвежских властей.
Дания же в числе первых пошла на пересмотр традиционной схемы субсидирования прессы — по новым правилам, вступившим в силу с 2014 года, субсидии могут получить как печатные средства массовой информации, так и цифровые.
Далее В.В.Керов отметил, что правительства различных стран мира формируют специальные целевые фонды поддержки прессы исходя из собственного видения проблем в СМИ в стране. Основными задачами данного вида субсидирования являются чаще всего снижение себестоимости продукции, оптимизация финансирования, повышение качества обслуживания, расширение читательской аудитории за счет молодежи и зарубежных граждан. Важную роль в поддержке печатных СМИ играют и местные власти – они вкладывают деньги в развитие своих региональных изданий, в создание и поддержку новых проектов.
Главным механизмом оказания поддержки в распространении печатных СМИ в современном мире, по словам В.В.Керова, является установление льготных тарифов на доставку. Компаниям же, ее осуществляющим, правительства частично или полностью компенсируют недополученные средства от распространения ими по стране газет и журналов. Французская, немецкая, швейцарская, итальянская, английская и американская пресса активно пользуется льготными тарифами при рассылке и распространении своих изданий через почту.
Зачастую государства не ограничиваются выделением средств издателям для компенсации стоимости доставки тиражей, получают помощь и торговцы прессой. Здесь ярким примером является Франция. Так, в 2004 году по инициативе государства был создан специальный механизм для выделения торговым объектам прямых субсидий на модернизацию оборудования и проекты, связанные с информационно-техническим обеспечением торговли прессой. Сумма, выделяемая владельцу киоска прессы, составляла от 40% до 80% необходимой суммы.
Также докладчик рассказал, что некоторые правительства (во Франции, в США) в течение уже нескольких десятилетий поддерживают распространение печатных СМИ и увеличение их тиражей путем покупки рекламных площадей на страницах газет и журналов. Такое размещение государственной рекламы позволяет прессе получать гарантированный доход за счет государственной казны. Косвенно данная практика увеличивает интерес общественности к бумажным СМИ, так как жители предпочитают покупать или выписывать издание, чтобы постоянно быть в курсе событий и нововведений федеральных и региональных чиновников.
Наряду с оказанием прямой помощи изданиям, находящимся если не в бедственном, то, по крайней мере, в тяжелом экономическом положении, многие государства в настоящее время оказывают разные виды помощи прессе в целом (косвенная господдержка). Наиболее серьезной мерой следует считать освобождение от налога на добавленную стоимость. В своем докладе В.В.Керов осветил ситуацию с налогообложением (как общей ставкой, так и специальной для печатной продукции) в более чем 20 странах мира.
Некоторые европейские государства, ориентированные, прежде всего, на поддержку предпринимательства, предпочитают активно помогать развивающимся издателям и дистрибьюторам прессы. Лучшим примером является поддержка проектов по технической модернизации газетного производства или торговых объектов по распространению периодики, по подготовке бизнес-планов для создания новых газет и их осуществлению. Выдача льготных кредитов и займов на выгодных условиях под эти цели способствует развитию и оздоровлению всех процессов в отрасли – так считают в Дании, Швеции.
В целом, по словам докладчика, целью всех законотворческих отраслевых инициатив властей европейских стран является поддержка повсеместной и свободной от дискриминации реализации газет и журналов оптовыми и розничными торговцами.
Однако наибольшее значение для рынков печатных СМИ имеет нацеленность европейских властей на стратегическое развитие отрасли посредством создания эффективной системы госпомощи прессе, в которой предусмотрено проведение периодической оценки эффективности различных видов помощи, а также постоянного мониторинга актуальности существующих законов и подзаконных актов. При этом продажи прессы и книг производятся с обязательными льготами, что отличает эту ассортиментную группу от всех остальных товаров.
Докладчик также привел примеры изменения схем и объемов государственной поддержки, оказываемой средствам массовой информации в Австрии, Дании, Швеции и Франции. Именно в этих странах на данный момент идет активный процесс обсуждения программ реформирования систем помощи прессе, нацеленных на 2016-17 гг.
Особое внимание В.В.Керов уделил российской системе господдержки отрасли печатных СМИ, которая устроена несколько иначе по сравнению с большинством мировых держав. В России на сегодняшний день используется, по большому счету, лишь малая часть тех инструментов, о которых шла речь в докладе.
Главная мысль, которую провел через свое выступление Вячеслав Керов, заключается в том, что российскому государству пришло время отказаться от адресной помощи некоторым изданиям, и прежде всего правительственным, в пользу косвенной поддержки всей отрасли периодической печати по примеру западных стран.
В заключение своего выступления докладчик высказал 6 предложений по реформированию системы господдержки печатных СМИ в России, которые, по его мнению, позволят прессе достойно выполнять ее конституционный долг даже в кризисные времена. Среди них он назвал: введение режима налогового благоприятствования для печатных СМИ и смежных отраслей, закрепление за дистрибуцией прессы всех форм статуса социально значимой услуги, увеличение норматива списания нереализованных тиражей, выделение дотаций «Почте России» до полного покрытия убытков по доставке подписных тиражей населению, принятие таможенных льгот для смежных отраслей и реализацию программы «Молодежная подписка».
Доклад вызвал интерес у многих участников медиаконференции, что выразилось в высказанном ими желании углубиться в тему изучения опыта господдержки СМИ за рубежом и определить вероятность успеха применения той или иной системы помощи прессе со стороны власти в России.
Фотоотчет с первого дня медиаконференции АРПП можно увидеть по ссылке.
Пресс-служба АРПП