Директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В.Цыбина представила доклад «Розничные продажи прессы: сегодня и завтра». Она проанализировала состояние розничных продаж прессы в различных форматах в России и за рубежом. Отметила, что в этом сегменте рынка наблюдаются разнонаправленные тенденции. Анализ падения продаж у части изданий и рост у других печатных СМИ свидетельствует о непосредственной связи судьбы издания на рынке с инструментами продаж и маркетинговыми приемами.
Т.В.Цыбина на примере опыта западных издателей и дистрибуторов проанализировала методы увеличения эффективности продаж с помощью разнообразных маркетинговых акций, проводимых в различных торговых точках – магазинах самообслуживания, в аптеках, ресторанах.
Т.В.Цыбина рассмотрела дополнительные способы оптимизации затрат и повышения эффективности бизнеса. В частности, она сообщила, что в США набирает популярность продажа прошлых выпусков еженедельных изданий. По мнению ряда аналитиков, старые журналы пользуются популярностью у читателей, кроме того, они помогают снизить ремиссионные тиражи дистрибутора.
С интересом было встречено видеовыступление президента ЗАО «Издательство «Семь дней», председателя комиссии по поддержке СМИ Общественной палаты РФ Д.В.Бирюкова, который рассказал о том, на каких проблемах сконцентрировано внимание возглавляемой им комиссии.Значительное место в этой работе уделяется вопросам функционирования киосковой розницы. По оценке Д.В. Бирюкова, в стране недостаточно объектов, торгующих газетами и журналами. В связи с этим, подчеркнул он, нормативы Минкомсвязи по обеспеченности киосками прессы, указанные в июльском 2013 года приказе № 197, должны быть введены в жизнь. Необходимость расширения киосковых сетей продиктована также тем, что с удорожанием подписки ограничились возможности доступа населения к информации.
Помимо этого, в комиссии рассматриваются вопросы налаживания отношений с электронными СМИ, предложения по изменению рекламного законодательства, запрещающего в настоящее время рекламу в СМИ алкогольной продукции и табака, проблемы полиграфии.
В заключение Д.В.Бирюков обратился к участникам конференции с призывом предпринять совместные скоординированные действия в целях исправления ситуации на рынке прессы и активнее сотрудничать в этом вопросом с Общественной палатой РФ.
Генеральный директор ЗАО «Пресса для всех» А.Б.Игнатьева выступила с презентацией «Будущий формат торговли прессой – павильон типа «мультимедийный торговый объект (ММТО)», в которой дала подробную характеристику такого рода объектов, рассказала об их достоинствах.
ММТО предлагается устанавливать вблизи станций метро, на оживленных центральных улицах, в зонах обширных жилых массивов. Форма организации торговли – самообслуживание. Ассортимент – от 2 тыс. наименований и более, состоящий в основном из продукции, ориентированной на покупательский спрос в зависимости от места расположения торгового объекта. Основу ассортиментной матрицы составляет печатная продукция, ТНП первой необходимости и ассортимент продуктов питания в индивидуальной упаковке производителя, оказание услуг, удобных для клиента и приемлемых для формата ММТО.
В качестве преимуществ данного формата А.Б. Игнатьева назвала такие факторы:
- конструкция павильона разборная, что позволяет оптимизировать затраты по доставке к месту установки на автомобильном транспорте без превышения габаритов по длине, ширине и высоте. Сборка лёгкая и не более 3-х часов;
- наличие специального пандуса облегчает доступ к павильону для людей с ограниченными физическими возможностями;
- открытая выкладка продукции на стеллажах даёт возможность покупателям иметь прямой доступ к товару, что приводит к увеличению продаж;
- модульная конструкция внутреннего пространства позволяет гибко подходить к вопросу размещения продукции в торговом зале, а также изменять структуру ассортимента в зависимости от места расположения торгового объекта;
- использование современных технологий, нацелено на привлечение в торговый объект молодой аудитории;
- совмещение различных форматов торговли, в том числе вендинговой торговли, позволяет обслуживать параллельно нескольких клиентов.
Презентацию газеты «Вечерняя Москва» продемонстрировала директор по распространению ОАО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» Е.О.Мосолова. Она рассказала о развитии мультимедийного тренда в своем предприятии, о тесном взаимодействии печатных выпусков с радио- и телевизионными проектами. Она наглядно показала важное значение развития конвергенции и мультиедийности в издательском деле.
Об опыте использования социальных медиа для увеличения розничных продаж журналов рассказал заместитель директора департамента PR ООО «Консалт-Центр» К.П.Акопян, который представил на основании зарубежного опыта и экспертных заключений ведущих международных консалтинговых компаний рекомендации по использованию социальных сетей в интересах маркетинговой политики издателей, рассказал, как с помощью сервисов Facebook, Instagram или Twitter увеличить количество розничных продаж бумажного журнала.
Предлагаемые им правила сводятся к следующему:
1. Публиковать не меньше десяти сообщений в Твиттере о каждом новом журнале. Особенность Твиттера в том, что он работает 24 часа в сутки, и в отличие от Facebook каждый подписчик получит ваше сообщение.
2. Размещать в социальных сетях статьи типа «за кулисами», т.е. использовать приём, когда пользователь становится зрителем создания нового номера. Примером может служить английская версия журнала Elle, читатели которой смогли «проникнуть за кулисы» и наблюдать за подготовкой очередного выпуска. Результаты такой акции позволили увеличить трафик сайта более чем на 200%.
3. Вовлекать звезд и экспертов в промоактивность на вашей странице в социальных сетях.
4. Для каждого вида эксклюзивного контента следует выбирать свою платформу.
5. Использовать подписчиков в маркетинговой активности и вовлекать аудиторию в игру.
6. Уникальный контент должен публиковаться только на бумажном носителе.
7. Предлагать пользователям социальных сетей небольшие статьи на бесплатной основе, а продолжение статьи опубликовать только в новом выпуске бумажного издания.
8. Использовать кросс-продвижение.
9. Повышать лояльность читателей, размещая ссылки на соцсети на страницах издания.
10. Каждому журналу – своя социальная сеть. Для журналов сегмента B2B лучше всего подходит Facebook, журналы B2C выбирают специализированные ресурсы. Кулинарные издания лучше себя чувствуют на площадках Pinterest и Instagram. Единственным исключением из этого правила является Twitter, который подходит для всех без исключения.
К.П.Акопян показал принципы ведения аккаунтов в социальных сетях Instagram и Pinterest на примере изданий National Georgaphic и Conde Nast Traveler.
Обобщая представленные рекомендации, К.П.Акопян высказал мнение о необходимости активного внедрения зарубежного опыта в издательскую деятельность в России.
С презентацией обновленного журнала «Родина» выступила директор по распространению ЗАО «Издательство «Российская газета» Л.И.Бортник, которая сообщила, что первый иллюстрированный журнал для семейного чтения «Родина» вышел в свет ещё в 1879 году. После революции 1917 года выпуск издания был приостановлен до 1989 года, когда он был преобразован в исключительно научный журнал для публикации материалов Высшей аттестационной комиссии.
С 2015 года уникальный журнал вступил в третий этап своей жизни, поменял концепцию и трансформировался в научно-популярное издание для семейного чтения с сохранённым разделом ВАК.
Изменения затронули макет издания, контент. Особый упор делается на качественные полноцветные иллюстрации, значительная часть которых – уникальные. Учитывая интерес аудитории к истории, в новой «Родине» публикуются материалы о событиях последних трёх веков с акцентом на раскрытие судеб конкретных людей.
Журнал «Родина» входит в линейку продуктов ФГБУ «Редакция «Российской газеты», что объясняет появление на его страницах новых авторов – журналистов «Российской газеты». Команда журнала «Родина» работает под руководством шеф-редактора Коца И.А. Территория распространения журнала в розницу и по подписке – Российская Федерация и страны СНГ.
Л.И. Бортник пригласила дистрибуторов к сотрудничеству и предложила новое издание к реализации в розничных сетях, что вызвало высокий интерес у участников медиаконференции.
В рамках программы конференции прошёл круглый стол по теме: «Будущее рынка прессы в России в условиях кризиса и развития интернета». Ведущими заседания выступили генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», член правления АРПП Г.В.Баринов и генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д.Гаврилов, В.А.Данюк, издатель ИД «DANYUK» (Украина).
Завершило программу второго дня работы конференции заседание круглого стола по теме: «Особенности реализации прессы в сетях магазинов самообслуживания с учётом падения покупательского спроса», которое провёли генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен» К.П. Недосекин и генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» В.В. Холодняк.
Пресс-служба АРПП