Начало круглому столу положила демонстрация презентации С.Д.Гаврилова, посвященная росту цен в России. Согласно собранным им данным, самый высокий процент роста показала офсетная бумага (до 200%). Пресса пока что демонстрирует ограниченный рост цен, соответствующий росту цен на жевательную резинку. При этом отдельные издания выросли в цене очень сильно. Например, в сети «АРПИ-Сибирь» издание «Маленькая хозяюшка» подорожало на 250%. Вывод, сделанный С.Д.Гавриловым, состоит в том, что цены на прессу имеют незначительный потенциал роста, ограниченный уровнем роста заработной платы.
Г.В.Баринов рассказал участникам круглого стола о том, что статистика продаж за последние годы подтверждает ежегодное падение продаж печатной прессы на 5-7%, компенсируемое сравнимым ростом цен. Некоторые издатели, минимизируя падение продаж в результате кризиса, начали сокращать процентвозврата непроданных тиражей, принимаемых издателем. В частности, на такой шаг пошел издательский дом «ХерстШкулев Медиа». В результате распространители поднимают цены. Как следствие, сокращаются заказы и продажи. Перспективы будущего рынка под вопросом. Очевидно, что кризис продлится 3-5 лет, а рынок прессы оказался абсолютно не готов к значительному росту цен на бумагу и повышению курса валюты. Пресса окончательно стала сопутствующим товаром в киосковых сетях. Например, в сети «АРИА-АиФ» выкладка прессы сократилась за 2014 год на 15%. Г.В.Баринов обратился к участникам круглого стола с просьбой высказать свои предложения о том, как можно поддержать тиражи прессы в складывающихся условиях.
Генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» В.В.Холодняк предложила считать тактику увеличения цен и сокращения продаж неверной. Она привела пример неудачного эксперимента, проведенного ее сетью дискаунтеров совместно с издательским домом «ТДС». Издания ИД «ТДС» продавались в ее сети тиражом более 20 тыс. экземпляров при уровне возвратов 35-40%. После сокращения согласованного уровня возвратов на 15%, продаваемый тираж сократился до 10 тыс. экземпляров. При этом цены выросли, а реальный возврат составил 30-35%.
В.А.Данюк предложил активнее использовать для развития рынка прессы интернет-технологии. В частности, у его издательского дома есть хороший опыт создания 1-2-х страничных сайтов для ряда целевых аудиторий. Посетители на эти сайты привлекаются, в том числе, за счет публикации рекламных статей в печатных изданиях. Кроме того, трафик организуется с использованием технологии привлеченияпосетителей, делающих целевые запросы в поисковых машинах. На сайтах посетителям предлагается купить товары определенных групп. Издатель в рамках используемой схемы получает оплату публикации рекламных статей и процент от продаж товаров на сайтах. Эта схема работы не подходит для имиджевой рекламы, но идеально вписывается в систему продаж БАДов или нетрадиционных медицинских услуг. Для организации работы сайтов и их продвижения в интернете привлекается коллектив IT-специалистов, для оценки эффективности которых используются стандартные рейтинги посещаемости. Например, считается, что на территории площадью 1000 кв. км успешные продажи возможны при посещаемости порядка 10 миллионов человек в месяц.
Г.В.Баринов, высоко оценив опыт ИД «Danyuk», заметил, что он, однако, связан с использованием прессы как канала для продажи совершенно других товаров и услуг и не дает ответа на вопрос, как возможно увеличить собственные продажи прессы. По мнению Г.В.Баринова, достижению этой цели могло бы помочь привлечение издателей для управления продажами в сетях распространителей. Но попытки сделать это на долговременной основе до сих пор заканчивались неудачей.
С.Д.Гаврилов прокомментировал предложение Г.В.Баринова указанием на то, что чаще всего издатели предлагают в качестве средств управления тиражами размещение их газет и журналов под стеклом киоска и сокращение торговой наценки сети. Однако опыт показывает, что бесплатное размещение большого числа изданий под стеклом создает «хаос восприятия» и ведет к сокращению продаж большинства изданий, а снижение торговой наценки приводит к сокращению точек продаж и продаваемых тиражей.
Директор по распространению ЗАО «Издательский дом «Семь дней» А.Л.Кошман указала на то, что у многих издательских домов отсутствуют полноценные отделы маркетинга, позволяющие самостоятельно управлять продажами. Задача издателя – издавать, а распространителя – продавать. Иной подход ведет к ликвидации разделения труда на рынке прессы.
Г.В.Баринов признал, что одной из причин неэффективности маркетинговых процессов на медиарынке является механическое использование опыта прежних продаж. По соглашению с издателями, в сети «АРИА-АИФ» был проведен эксперимент, в рамках которого поставки прессы в сеть оставались неизменными на протяжении полугода. В результате, опытным путем удалось выяснить, что отсутствие в течение 6 месяцев корректировки объема поставок не привело к падению продаж.
С.Д.Гаврилов указал на отсутствие исследований, доказывающих влияние изменения цены газет и журналов на 1-2 рубля на рост или падение продаж. На продажи влияет значительный рост цен. Такой рост случился, в частности, у патворков. Цены многих патворков увеличились до 200 руб. и выше. Это неприемлемо, так как покупка прессы и патворков является импульсной. При этом цены на прессу определяются стоимостью логистики. Например, стоимость журнала «Лиза» в Москве и Подмосковье составляет 22-24 руб. В Новосибирске «Лиза» стоит 42-43 руб., но активно продается.
В дискуссии приняли участие председатель правления SIA «PresesServiss» Я.Вайводс, председатель Координационного Совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов, коммерческий директор чебоксарского ООО «Прессмарк» Г.Г.Выговская, заместитель генерального директора по спецпроектам ИД «Бурда» К.В.Макурин, генеральный директор ООО «Агентство «Книга-Сервис» С.Н.Маленков и другие участники круглого стола.
Подводя итог дискуссии, участники круглого стола отметили, что главной проблемой рынка является трудность достижения договоренности между распространителями. Даже владельцы 5-6 торговых точек пытаются вести ценовую конкуренцию с крупными сетями. В результате крупные киосковые сети в Подмосковье работают по 8-10 различным прайсам. Ценовая конкуренция ведет к падению продаж и сокращает возможности для развития рынка прессы.
Несмотря на сложность обсуждавшихся на круглом столе проблем, его основной итог позитивен. Выяснилось, что издатели и распространители имеют неплохой резерв роста и опыт успешной работы в условиях сокращения тиражей. При этом пресса имеет хороший потенциал, позволяющий зарабатывать на продажах товаров и услуг в интернете.
Пресс-служба АРПП