На медиарынке выживет тот, кто сможет получать прибыль в кризисных условиях

Четвёртый день работы конференции АРПП в Египте был посвящён обсуждению проблем подписки на газеты и журналы.

С докладом «Подписка. Инструкция по выживанию» выступил председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, член правления АРПП В.В. Керов. Он акцентировал внимание на усилении негативных тенденций на подписном рынке прессы, вызванных ликвидацией с 1 июля 2014 года государственных субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов гражданам страны. 

Данное решение, повлекшее за собой рост подписных цен, привело в 2014 году к повсеместному сокращению почти на 40% количества подписчиков, что в результате снизило уровень доступности населения к периодике. С ростом почтовых тарифов доля подписки в общих тиражах снизилась на 2%.

Об этих проблемах, подчеркнул докладчик, шёл предметный разговор на расширенном собрании Альянса в конце марта текущего года. По итогам состоявшегося обмена мнениями, в котором приняли участие депутаты Государственной думы РФ, руководящие сотрудники ФАПМК, работники центрального аппарата и региональных подразделений ФГУП «Почта России», представители подписных агентств, издательских домов из различных регионов России, руководители общественных объединений отрасли печатных СМИ были приняты резолюция и обращение в поддержку ФГУП «Почта России».

В.В. Керов подробно прокомментировал резолюцию и обращение, которое подписали более 250 представителей издательско-распространительского сообщества.

В заключение выступления В.В.Керов продемонстрировал отсканированный документ с поручением Президента РФ В.В. Путина Д.А. Медведеву и С.Б. Иванову оказать поддержку на письме главных редакторов ряда федеральных изданий с просьбой об оказании помощи индустрии печатных СМИ. 

В своём видеовыступлении первый заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы РФ А.В. Туманов заметил, что в отрасли печатных СМИ сложилась непростая ситуация. Однако «рынок печати достиг дна, дальнейшего падения уже не будет». Сегодня и чиновники, и простые люди достигли понимания важности печатного слова, необходимости его сохранения.

При этом пресса без системы её распространения существовать не может. Поэтому необходимо также защищать эту систему от  административных нападок. Следует создавать экономические механизмы поддержки малорентабельной киосковой розницы. Именно с таких позиций сейчас готовится законопроект, предусматривающий освобождение киосков от налоговых сборов, придающий киоскам прессы особый статус, запрещающий чиновникам бесконтрольно сносить такие торговые объекты, повышающий ответственность местных властей за сохранность системы распространения газетно-журнальной и книжной продукции.

А.В. Туманов весьма критически отозвался о запрете рекламы в СМИ алкогольной продукции и табачных изделий. Реклама качественных видов этих товаров позволила бы поправить экономику издательского бизнеса и, кроме того, способствовала бы повышению уровня потребления алкоголя и табака премиум класса. 

Собственный взгляд на электронное будущее прессы представил руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А.Дворянов. К плюсам электронной прессы он отнёс:  

- доступность из любой точки мира;

- честность маркетинга;

- оперативное обновление информации;

- мультиформатность по запросу;

- простоту обработки и использования в работе;

- низкую себестоимость.

В качестве минусов такой прессы докладчик назвал:

- низкую доходность при использовании стандартных маркетинговых инструментов;

- неопределенность в прогнозировании окупаемости;

- зависимость от электронных носителей;

- негативное воздействие на зрение.

По мнению В.А. Дворянова, печатная пресса разъединяет людей на этнополитические группы, в то время как электронная пресса образует коммуникации, ограниченные лишь лингвистически.

В России, согласно данным ВЦИОМ, в настоящее время 51% опрошенных предпочитают печатные газеты и журналы и не готовы отказаться от них. Порядка 34% читают прессу в интернете. 

С ростом парка планшетов и смартфонов доля цифрового контента в цифровом канале изменилась с менее 10% рынка  в 2007 г. до 28% в 2014 г. По прогнозу этот показатель может составить 50% в 2020 г. Примечательно, что 87% владельцев планшетов используют их для получения контента и информации.

Далее докладчик назвал 10 причин, по которым он рекомендовал бы издателям воспользоваться услугами разработанного Межрегиональным агентством подписки цифрового киоска VipishiSmart (VS):

- максимальный результат по мере развития приложения;

- минимум усилий для расширения своей целевой аудитории;

- эффективное продвижение приложения, а значит, и самого издания.  

- оцифровка контента в форматы, удобные для чтения с планшетов и смартфонов;

- профессиональная помощь поулучшению издания;

- наибольший охват целевой аудитории и её расширение;

- полная статистика с постоянным отслеживанием реальных продаж;

- увеличение доходов от подписки и от рекламы в электронном издании;

- сокращение расходов - на бумагу, полиграфию, распространителей, логистику, возврат невостребованных тиражей и т. д.;

- техническая поддержка с оперативным решением всех вопросов, связанных с функциональностью мобильного приложения. 

Генеральный директор ООО «ИДЛ» Арнд Янович Листевник поделился оценками тенденций развития рынка прессы в условиях кризиса. Он перечислил причины, влияющие на ситуацию на рынке. Подчеркнул, что в целом обстановка осложняется из-за проблем в экономике, воздействия санкций на стоимость импортных товаров, повышения цен на импортную бумагу, ограничений для инвестиций в связи с новой редакцией закона о СМИ, административного давления на систему распространения печатной продукции.

Наряду с этим, сказывается низкая рентабельность фирм-распространителей, сильное влияние маркетинговых оборотов на рентабельность, малое количество журналов, ориентированных на продажи, зависимость издателей от рекламных доходов и т.д. 

В текущем году усиливается процесс сужения издательского рынка. Падают тиражи, чему в немалой степени способствует повышение цен на бумагу. Завершается жизненный цикл патворков, а новые проекты не запускаются. Сокращаются объёмы поступлений от рекламы, что провоцирует сокращение маркетинговых доходов у фирм-распространителей. Всё это ведёт к тому, что издание становится нерентабельным и закрывается. В качестве примера А.Я. Листевник назвал известные бренды, такие как Издательский дом «Бурда» и «Бауэр Медиа Групп», отметив, что в 2015 году следует ожидать роста численности ушедших с рынка изданий.

По мнению докладчика, издателям необходимо в качестве антикризисных мер расширять ассортимент, увеличивать выпуск новых проектов. В свою очередь, дистрибуторы должны эти новые продукты поддерживать.

В завершении А.Я. Листевник сказал, что кризис, помимо трудностей,  предоставляет также и дополнительные шансы. Выстоит тот, кто успешно решит задачу по приведению собственной структуры расходов и получаемых доходов в состояние, позволяющее получать прибыль. 

Директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина выступила с докладом «Инновации в издательском и дистрибуторском деле в условиях кризиса». Она продемонстрировала на примере конкретных зарубежных изданий способы внедрения новых идей и приёмов, направленных на привлечение читателей, повышение объёмов рекламных доходов, расширения каналов распространения контента, реализации более эффективных методов монетизации контента. 

Т.В. Цыбина рассказала о нашедшей применение на Западе методике создания новых проектов за счёт читателей, стимулировании рынка с помощью выпуска новых изданий, о мероприятиях по продвижению печатной периодики в ритейл, популяризации глянца в точках общественного питания и т.д.

С презентацией «Лотереи. Скрытые возможности ассортимента» выступила заместитель генерального директора ОАО «Лотереи Москвы» В.О. Юхина. Она рассказала об успешном сочетании продажи прессы с услугами населению по распространению лотерейных билетов. Докладчик подробно остановилась на анализе различных сопутствующих товаров на объектах предприятия «Лотереи Москвы», на роли рекламы на страницах печатных СМИ для стимулирования продаж на торговых объектах её компании. 

Подводя итоги пленарного заседания, А.В. Оськин, председатель правления АРПП, особо остановился на ключевых темах прошедших дискуссий, прежде всего на укреплении отраслевого единства вокруг поддержки Почты России в целях сохранения подписных тиражей, особо отметил роль инноваций в издательском и дистрибуторском деле. Но самым главным аспектом сохранения бизнеса в современных условиях является, подчеркнул спикер, экономика предприятий отрасли в условиях кризиса и способность перестраиваться и адаптироваться к вызовам времени. 

С успехом прошёл мастер-класс на тему: «Построение низкозатратной модели издательского дела в условиях кризиса», который провёл А.Я. Листевник, генеральный директор ООО «ИДЛ».

Завершил программу четвёртого дня работы конференции круглый стол на тему: «Существуют ли пути спасения подписки в России». Заседание провели В.В.Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, член правления АРПП, 

А.Н. Петренко заместитель генерального директора ООО «Межрегиональное агентство подписки», и Д.А. Усанов, руководитель департамента ФГУП «Почта России».

Фотоотчет, посвященный четвертому дню Конференции, можно посмотреть по ссылке.

Пресс-служба АРПП