В ходе мастер-класса были рассмотрены различные варианты оптимизации издательской модели бизнеса в условиях сокращающегося рынка и представлены аналитические выкладки, наглядно демонстрирующие такие возможности в реальной действительности.
А.-Я.Листевник начал мастер-класс с девиза «Издательство или редакция может работать эффективно и с низкими затратами» и представил структуру издательства как сумму расходов и сумму затрат, которые необходимо оптимизировать. В качестве статей расходов издательства были обозначены следующие:
- гонорары авторов;
- вознаграждение редакторов, дизайнеров, верстальщиков, корректоров;
- расходы по продаже рекламы;
- расходы на распространение.
В качестве затратных статей:
- вознаграждение руководства (руководство компании, руководство издательства, руководство объектом);
- затраты на бухгалтерию и прочие административные затраты;
- затраты на отдел маркетинга;
- затраты на производство и на печать, включая доставку до склада.
Он сосредоточил внимание участников мастер-класса на тонкостях управления затратами издательства, так как видит в этом основу успеха бизнеса. В рамках обсуждения данной модели издательства, участники мастер-класса смогли поделиться своим опытом по оптимизации затрат в собственном издательском бизнесе. Так, Е.В.Корягин, Директор ООО «Издательства «Арбуз» (г. Н.Новгород) сказал, что он, проводя оптимизацию, во-первых, сократил количество изданий, во-вторых, уменьшил поставки распространителям, которые «плохо» платят, в-третьих, проводит работу по сокращению возвратов.
Также в рамках обсуждения вопроса затрат издательства была поднята тема типографской бумаги, подорожание которой в ближайшее время может привести к дальнейшему подорожанию прессы. Ведущий мастер-класса по итогам дискуссии констатировал, что данная статья затрат трудно поддается оптимизации, т.к. два финских производителя бумаги являются крупнейшими мировыми монополистами, они же и определяют цены и на российском рынке.
Далее А-Я.Листевник перешел к вопросу об управлении структурой издательства. Для эффективной редакции необходима эффективная горизонтальная структура. Но так сложилось в российской реальности, что некоторые структуры издательств формировались исторически, они часто соответствуют не продуктам, а развитию персонала. В качестве примера старой иерархии была приведена следующая модель: главный редактор, ответственный редактор, редакторы, литературный редактор, фоторедактор, дизайнер, верстальщик, корректор и еще ассистенты.
В качестве новой оптимизированной структуры издательства была предложена модель: главный редактор нескольких журналов, редактор, верстальщик. Участники мастер-класса обсудили предложенные модели. В.А.Данюк, руководитель компании ИД «Danyuk» (Белгород), сказал, что его структура издательства практически соответствует новой модели.
А-Я.Листевник обратил внимание на то, что очень важно управлять структурой издательства, а также оптимизировать ее в двух направлениях: в направлении технологий и в направлении времени. Редакции не обязательно должны принадлежать издательству. Например, функцию редакций могут выполнять агентства, небольшие фирмы или другие издательства (Outsourcing). При аутсорсинге издательство получает уже готовые редакционные страницы и дополняет их рекламными объявлениями. Ведущий мастер-класса видит преимущества модели издательства с аутсорсингом в том, что оплачивается в этом случае только готовый продукт, например, по количеству страниц. Таким образом, структура затрат уже в большей степени зависит от продукта, а не от персонала издательства.
Время – тоже важный элемент в управлении структурой затрат издательства. Для производства любого издательского продукта требуется определенное время. Сейчас в ряде редакций играет роль только срок сдачи в типографию, никто не проверяет, сколько времени для какой работы требуется. Часто даже не рассматривается соотношение важности (значения) задачи и времени для ее выполнения. А-Я.Листевник призвал рассматривать деятельность редакции как нормальный процесс производства, в котором следует постоянно оптимизировать время, потраченное на производство продукта. Например, корректура требует примерно одинаковых затрат времени. Поэтому есть большая разница, читает ли корректор одно издание пять раз, три раза или один! Эта разница во временных затратах будет ощутимой в затратах на персонал.
О.В.Кононов, Управляющий ГК «Толока» (г. Смоленск), поинтересовался, как распределял ведущий свое время, возглавляя крупное международное издательство, сколько уходило времени на управление издательской деятельностью, рекламой и распространением. А.-Я. Листевник представил участникам мастер-класса свой график совещаний с руководителями трех структур, заключив, что примерно 60% его рабочего времени уходило на развитие журналов, а 40% - на администрирование продаж.
Отвечая на многочисленные вопросы участников мастер-класса по оптимизации структуры издательства по временному фактору, А.-Я.Листевник сказал, что в этом процессе главное – автоматизация, стандарты и, конечно, должны быть открытые решения. Чтобы запустить данный процесс в издательстве, необходимо провести анализ времени работы над каждой операцией (процедурой) каждого сотрудника, т.е. нормировать ее. Например, сколько стоит сделать 1 страницу журнала по времени. Он согласился с мнениями издателей, что данный процесс сложный, в ряде случаев нужно вводить различные коэффициенты. Например, коэффициент по сложности верстки страницы и т.п.
В.А.Данюк высказал мнение о том, что такая работа должна проводиться при разработке проекта издания один раз, либо эту работу надо сделать при запуске первого номера.
Далее А.-Я.Листевник перешел к вопросу технологий, которые в современной реальности стремительно развиваются. Эта часть мастер-класса прошла под девизом «Функция редактора меняется. Традиционные задачи уходят, приходят многочисленные новые задачи». Ведущий продемонстрировал на конкретных примерах, как новые технологии изменили издательскую модель и как можно оптимизировать затраты, внедряя новые технологии. Во-первых, для некоторых процессов в издательском деле появились компьютерные программы, выполняющие целые группы работ. Сегодня часть работ, которые раньше делали другие специалисты (например, ряд работ верстальщика), может выполнить редактор. Редактор также может заменить и бильд-редактора, найдя фотографии в специализированных агентствах. Ряд функций, которые ранее выполняли сотрудники издательства, можно переложить на менее квалифицированные кадры, например, можно привлекать фотолюбителей. Во-вторых, в связи с доступностью интернет-технологий появляются для редакций новые формы сотрудничества и хранения данных, которые позволяют оптимизировать издательские затраты. Например, всем пользователям интернет предоставляет многочисленные новые формы хранения данных в облаках (Google, Yandex и пр.). В-третьих, внедрение интернет-технологий ведет к тому, что для редакций не требуется офисов в издательстве. Необходимы только помещения, в которых могли бы проводиться редакционные совещания. В-четвертых, современные технологии позволяют использовать новые формы общения, в том числе телефоны с видеосвязью, видео-конференции, передача данных, доступ к монитору партнера и пр. Такие предложения обычно бесплатны или очень недороги. И они должны в ближайшем будущем оптимизировать коммуникационную среду в редакции. При этом, А.-Я. Листевник предостерег коллег. Время на коммуникации тоже следует рассматривать как фактор затрат. Следует избегать излишнего общения! В издательствах большому кругу сотрудников рассылаются сообщения с неважной информацией, которые всеми открываются и прочитываются, что ведет к потере времени.
В заключительной речи А.-Я. Листевник констатировал, что развитие требует постоянного управления расходами, постоянного усовершенствования технологий и коммуникаций.
По завершении мастер-класса завязался оживленный обмен мнениями, участники мастер-класса задавали вопросы. В дискуссии приняли участие Е.В. Корягин, директор ООО «Издательства «Арбуз» (Н.Новгород), О.В.Кононов, управляющий ГК «Толока», В.А.Данюк, руководитель компании ИД «Danyuk» (Белгород), Г.В.Баринов, генеральный директор ЗАО «АРИА-АИФ» (Москва), И.Н.Васильева, генеральный директор «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург), Л.И.Бортник, директор по распространению ЗАО «Российская газета» (Москва) и другие.
Пресс-служба АРПП