Доставка подписных изданий для «Почты России» убыточна, но социально значима

9 апреля 2015 года на конференции АРПП в Шарм-эль-Шейхе состоялся круглый стол, посвященный проблемам подписки на печатную прессу. Ведущими круглого стола выступили председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов, руководитель департамента розничных продаж и развития сети ФГУП «Почта России» Д.А.Усанов и заместитель генерального директора ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н.Петренко. 

Первой проблемой, вынесенной на обсуждение, стала своевременность предоставления почтовым оператором тарифов на прием подписки у населения и доставку изданий подписчикам. Начиная с 2014 года «Почта России» предоставляет тарифы позже установленного договорными отношениями срока, что вынуждает издателей формировать каталожную стоимость своих изданий, не имея информации о стоимости доставки. Директор по распространения ЗАО «Российская газета» Л.И.Бортник, директор ООО «Издательство «Арбуз» Е.В.Корягин, директор
департамента организации дилерской сети ОАО «Роспечать» Н.М.Полякова и ряд других участников круглого стола оценили ситуацию с тарифами как неприемлемую и заявили о необходимости ее срочного исправления. Отвечая им, Д.А.Усанов сослался на трудности своевременного согласования тарифов в Министерстве связи и массовых коммуникаций, которому подведомственна «Почта России». Он предложил издателям и распространителям активнее коммуницировать с представителями министерства для решения проблемы тарифов. Д.А.Усанов рассказал также о своем личном опыте подписки, отметив, что его дети воспринимают печатную прессу с патворками гораздо лучше, чем ту, что выходит без патворков. Он положительно оценил потенциал подписки в России в связи с неразвитостью в провинции электронных информационных систем.

В.В.Керов обратил внимание участников круглого стола на необходимость масштабной государственной поддержки подписки на прессу. Он предложил не делать из «Почты» врага, а попробовать объединить усилия для совместного улучшения подписных сервисов.

Мнения участников круглого стола разделились. Д.А.Усанов оценил долю «Почты России» в подписке на уровне 50%. Генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» С.Д.Гаврилов указал на то, что подобная оценка может считаться справедливой только в формате денежного оборота. Если же рассматривать объем подписных тиражей, то почтовая доля в нем, особенно в подписке для физических лиц, превышает 90%. По мнению Н.М.Поляковой, такой объем почтовых подписных тиражей позволяет ставить вопрос о социальной функции почтового оператора. Она указала также на то, что до 7% тиражей агентства «Роспечать» приходится на редакционную подписку, доставку в рамках которой оплачивает издатель. По словам В.В.Керова, издатели, занимающиеся редакционной подпиской, часто предпочитают курьерскую доставку, не доверяя «Почте». Он привел пример Франции, где издатели не считают необходимостью искать формы доставки, альтернативные почтовой. При этом подпиской, как и в России, занимаются подписные и маркетинговые агентства.

Л.И.Бортник, положительно оценив сближение «Почты России» и Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, указала на отсутствие у сотрудников региональных Управлений федеральной почтовой связи заинтересованности в продвижении подписки. Еще два-три года назад мотивация региональных сотрудников была намного выше. При этом, делая ставку на развитие информационного обеспечения подписки, в частности, на внедрение «казанской» программы, почтовый оператор перестал снабжать своих сотрудников квитанционной тетрадью с формами СП-2. В результате, почтальоны больше не предлагают клиентам подписаться при доставке пенсий и оказании иных почтовых услуг. А издатели, теряя тиражи в почтовой подписке, компенсирует свои потери, сотрудничая с альтернативными агентствами. Хотя альтернативные агентства после трехкратного повышения почтовых тарифов также скорректировали свои тарифы в сторону увеличения.

Е.В.Корягин указал на то, что издатели развивают подписку прежними темпами. Они продолжают активно заниматься продвижением. Но после проведения реорганизации «Почты России», сокращения почтальонов и почтовых отделений усилия издателей уже не имеют прежнего эффекта. Получается, что почтовые доходы растут за счет убытков издателей.

По мнению Н.М.Поляковой, одной из причин падения тиражей является то, что помимо тарифов на прием и доставку подписки, постоянно растут также тарифы на магистральную доставку прессы и тарифы на ценные бандероли. Причем о повышении последних тарифов «Почта» информирует также без учета сроков начала подписной кампании. По ее мнению, если «Почта» не готова вовремя объявить о повышении тарифов, они должны, по умолчанию, оставаться прежними.   

В.В.Керов внес в обсуждение проблем подписки положительный акцент, указав на то, что после последних поручений Президента РФ В.В.Путина Правительству РФ о рассмотрении возможностей для поддержки подписки «Почта России» обречена на то, чтобы развивать подписку на прессу. По мнению С.Д.Гаврилова, проблема подписки состоит в том, что на «Почту России», помимо доставки, возложена функция приема подписки. Управляющий ГК «Толока» О.В.Кононов предложил снять с «Почты» обвинения в падении подписныхтиражей. По его мнению, главной причиной этого является недостаточно высокое качество издательского контента. Отвечая им, В.В.Керов указал на то, что прием подписки является функцией почтового оператора во многих странах мира. Российская почта занимается приемом подписки с 1870-го года.

Участники круглого стола обсудили также проблему тиражного барьера для получения 17%-й скидки, предоставляемой почтовым оператором. Сегодня он составляет 220 тыс. экземпляров для федеральных изданий. Даже в случае снижения этого барьера до 150 тыс. экземпляров, на скидку смогут рассчитывать только 2 ежедневных издания – «Комсомольская Правда» и «Аргументы и факты». С учетом еженедельных изданий количество счастливых обладателей скидки вырастет до 7 - из нескольких тысяч издателей, участвующих в подписных кампаниях. Комментируя эту ситуацию, Д.А.Усанов сослался на убыточность оказания подписных услуг для почтового оператора и неготовность нести потери, давая скидки. 

Ряд вопросов, заданных участниками круглого стола Д.А.Усанову, остался без ответа. Д.А.Усанов и В.В.Керов предложили дополнительно изучить эти вопросы после возвращения в Россию. В частности, среди таких вопросов оказалась проблема предоставления скидки на доставку ежедневных изданий в почтовые отделения 5-го класса, работающие 2-3 раза в неделю. Кроме того, не нашла решения на круглом столе проблема, связанная с введением в России с 1 января 2015 года электронного документооборота. Медиаотрасль отказалась не готова к этому нововведению. При этом, по словам участников круглого стола, в рамках электронного документооборота невозможно производить аннуляцию подписки и возврат непроданных тиражей при розничной системе распространения. А.Н.Петренко указал на то, что переговоры юристов подписных агентств и юристов почтового оператора на сегодняшний день не закончены. Можно вести речь о том, что устраивающий участников рынка формат отчетности может быть найден не ранее 2016 года. И совершенно непонятно, как сдавать отчетность за первый квартал 2015 года.

Генеральный директор ООО «Агентство «Книга-Сервис» С.Н.Маленков предложил пересмотреть условия участия «Почты России» в тендерах на снабжение прессой бюджетных учреждений в пользу почтового оператора.

Подводя итоги круглого стола, В.В.Керов отметил, что активный диалог между «Почтой России», издателями и подписными агентствами дает надежду на положительное разрешение проблем рынка подписки. Необходимо продолжение работы по стабилизации подписных тиражей. Кроме того, участникам рынка нужно помнить, что от их единства зависит внимание государства к проблемам отрасли и готовность ей помогать.

В целом, несмотря на разногласия, круглый стол зафиксировал готовность почтового оператора, издателей и подписных агентств к совместным действиям по продвижению подписки. Что обязательно даст положительный эффект в самом ближайшем будущем.

Пресс-служба АРПП