Япония: Чем выше уровень инноваций, тем больше поддержка традиционного чтения и системы распространения

Вчера в «Российской газете» вышел посвященный Японии материал «Жажда познания». Его автор, Всеволод Овчинников, рассуждая о культуре японцев, справедливо называет этот народ «интеллигентным в массе», поясняя, что «духовные ценности неизменно занимают большое место в жизни японцев».

Удивительно, но одна из самых технологичных наций в мире по-прежнему является приверженцем традиционного чтения, и с удовольствием покупает книги, журналы и газеты. А власти страны, в свою очередь, предпринимают все меры не только для популяризации чтения, но и для поддержания экономики розничных каналов ее распространения. Например — при помощи расширенного ассортимента.

Возвращаясь к публикации в «Российской газете» — вот что пишет автор:

Если бы потребовалось одной чертой обрисовать жителя Страны восходящего солнца, это был бы человек читающий. В давке метро, за раздвинутыми створками сельского домика — всюду видишь людей за чтением.

Япония входит в число мировых лидеров как по общему тиражу газет и журналов, так и по количеству издаваемых книг.

Причем здесь надо отметить любопытную особенность. В мире принято делить газеты на «качественные» и «массовые». Первые из них — самые солидные, влиятельные, обычно имеют куда более узкий круг читателей, нежели бульварная пресса, выходящая многомиллионными тиражами.

В США, например, серьезная «Нью-Йорк таймс» втрое уступает по тиражу куда более легковесной «Нью-Йорк дейли ньюс». Тираж наиболее респектабельных в Англии газет «Таймс» и «Гардиан» в десять-двенадцать раз меньше, чем у бульварной «Дейли миррор». Так же обстоит дело с авторитетной газетой «Монд», которая по тиражу числится не во главе, а в хвосте списка французских газет.

В Японии же именно «качественные» газеты одновременно являются «массовыми», то есть наиболее популярными. «Асахи», «Иомиури», «Майнити» имеют по семь-восемь миллионов подписчиков. И дело здесь, разумеется, не в издателях, а в читателях. В уровне их запросов.

Кроме газет уличные киоски ежегодно распродают около миллиарда экземпляров еженедельников. Их более тысячи названий. В журнальном мире Японии тоже есть чему дивиться. Достаточно сказать, что только поэтических ежемесячников выходит восемь, только женских журналов более двадцати.

Немногим ранее феномен современной «читающей Японии», являющейся, без сомнения, одной из самых инновационно развитых стран мира, в интервью с PlanetaSMI.RU поднял депутат Государственной Думы РФ Андрей Туманов. Рассуждая о судьбе российского рынка СМИ, он подчеркнул — нам, россиянам, рано или поздно все равно придется возвращаться к вопросу необходимости развития культуры чтения, как это в свое время сделали японцы, поняв, «что дети, выросшие на компьютерах, не умеют читать, не видят текста, не знают букв. И тогда по многих классах Японии вообще запретили электронные гаджеты, заставив (школьников) писать ручками и читать книги».

PlanetaSMI.RU по традиции решила разобраться в феномене «читающей Японии» и посмотреть: как же организована одна из главнейших составляющих издательского рынка, отвечающая за доступ граждан к печатному слову — распространение. За помощью мы обратились в Ассоциацию распространителей печатной продукции (АРПП), делегация которой в 2010 году посетила Токио и приняла участие японо-российском круглом столе по проблемам развития книжного и журнального рынка.

Итак, согласно данным АРПП, в Японии существует шесть основных сетей магазинов небольшого формата (площадью до 50 кв. м), реализующих прессу в розницу: Sankus, AMPM, Family MART, BELL MART, LOVE Son, 7/11. Все они работают 24 часа в сутки, имеют схожий ассортимент, но отличаются перечнем и объемом услуг, оказываемых населению.

Так, магазин Family Mart по сути является минимаркетом, где пресса, книги и мультимедийная продукция занимают лишь 15-20% объема товара. В ассортименте представлены прохладительные напитки, алкоголь крепостью до 15%, кондитерские изделия, снэки в широком ассортименте, молочная продукция, мелкие сувениры, товары в дорогу, батарейки, телефонные карты, канцелярские товары, готовые ланчи. Кроме того, здесь предоставляются горячие сендвичи, пицца, бульоны, чай, кофе. Из услуг в магазине присутствуют факс, ксерокопирование, банкомат национального банка, прием коммунальных платежей, здесь же в обязательном порядке и общественный туалет.

Сеть Bell Mart — формат, распространенный на транспортных узлах. В этом формате больше представлено газет, комиксов, сувениров и товаров в дорогу, меньше — журнальной и мультимедийной продукции. Магазин площадью в среднем 30 кв. м. без общественного туалета.

Наиболее развитая система услуг для населения представлена в сети магазинов 7/11. Эти торговые точки разительно отличаются от аналогичных форматов в других странах. В Японии они, по сути, превратились в круглосуточный центр по комплексному обслуживанию населения «своего» микрорайона.

Помимо прессы, книг и мультимедийной продукции здесь представлены наборы продуктов питания, прохладительные напитки, молочные продукты, сухие супы, алкоголь, чай, кофе. В числе предлагаемых населению услуг — оплата коммунальных платежей, перевод денег, услуги банкомата, театральные билеты, ксерокс, факс, телефон и интернет-терминалы. Кроме того, эта сеть взяла на себя часть почтовых функций, например, принимает и выдает отправления и посылки. С сетью тесно связаны курьерские службы других компаний. Здесь даже можно сдать багаж перед отъездом в аэропорт и получить его перед регистрацией.

На транспортных узлах, на платформах, где останавливаются пассажирские пригородные и скоростные поезда (скорость до 300 км. в час), установлены павильоны без захода внутрь под названием KIOSK, площадью примерно 15-18 кв. м. Здесь представлен самый широкий ассортимент товаров для пассажиров (порядка 1 000 наименований, одних жвачек — более 20): аптечные товары, средства личной гигиены, продукты питания, табачная продукция, вода, снеки, канцелярская продукция, игрушки, пазлы. Пресса и книги, мультимедиа занимают объем порядка 20-30%. Ассортимент формирует управляющая данной сетью компания в зависимости от спроса населения, а не от политических или идеологических установок. В киоск встроен холодильник с внешним доступом, телефон-автомат, наружная реклама.

Как перечисленные, так и другие аналогичные сети находятся в жесткой конкуренции друг с другом. Сфера конкуренции — это товары, услуги и цены. В качестве аутсайдеров в гонке выживания называют сеть LOVE son. Она проигрывает в ассортиментной борьбе, не предоставляя необходимого населению перечня товаров и услуг.

***

Как видно из этих данных, несмотря на активное развитие современных технологий и статус чуть ли не законодателя мод в сфере инноваций, Япония, уважая собственные богатые традиции и культуру, по-прежнему остается верной печатному слову. Власти страны, осознавая ответственность за сохранение культурного наследия и развитие молодежи, поощряют издательскую отрасль путем поддержки традиционных каналов распространения газет, журналов и книг. Поэтому, недаром, согласно результатам международного исследования компетенций взрослого населения (PIAAC), именно Япония сегодня занимает самые высокие мировые позиции, являясь лидером по грамотности чтения.

А Россия? Некогда самая читающая в мире страна получила от PIAAC «почетный» бал «выше среднего».

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Эксперты выделили главные черты современных СМИ