В начале своего выступления Т.В.Цыбина проинформировала участников конференции о ходе исполнения Приказа Минкомсвязи №197 от 31.07.2013 г. Как известно, Приказ носит рекомендательный характер и поэтому полностью не исполняется ни в одном регионе РФ. Обеспеченность населения киосками прессы не соответствует нормативу Приказа ни в одном регионе РФ. А вот по нормативу стоимости арендной платы данный Приказ выполняется в Липецкой области и Республике Мордовия.
Докладчик укрупненно охарактеризовала сложившуюся ситуацию на региональных рынках России. В настоящее время уровень обеспеченности киосками прессы населения в целом по России составляет 1 киоск на 4965 жителей. Наилучшим доступом к газетам и журналам обеспечены жители городов-миллиоников, наихудшим доступом – средние города с численностью населения 100-250 тыс. человек. Уровень обеспеченности в них составляет 1 киоск прессы на 7700 жителей. Наблюдается закономерность: чем крупнее город, тем лучше его население обеспечено печатной продукцией.
Далее Т.В.Цыбина привела ТОП-10 регионов и городов РФ с наилучшей обеспеченностью по состоянию на 2014 год. Среди них она отметила Калининградскую, Калужскую, Владимирскую, Мурманскую и Челябинскую области, а также Республику Карелия. В этих регионах один киоск приходится на 3000 жителей и менее. Среди городов были отмечены Челябинск, Орел, Владивосток, Иркутск, Братск, Калининград, Йошкар-Ола, Дзержинск, Липецк и Ижевск. Все эти города с уровнем обеспеченности – 1 киоск на 3000 жителей и менее.
Самый низкий уровень обеспеченности киосками прессы - в Чеченской Республике (1 киоск на 20 тыс. населения). Низкий уровень (1 киоск на 10 тыс. населения и более) выявлен в Республиках Тыва, Алтай, Адыгея, Мордовия, Коми, Ингушения, Вологодской и Пензенской областях, Карачаево-Черкесской Республике.
Затем Т.В.Цыбина проинформировала собравшихся о том, что распространители московского рынка с целью изменения ситуации с распространением прессы в своем регионе разработали Концепцию развития системы розничного распространения прессы в Москве до 2020 года. Главная цель Концепции – снятие административных барьеров на размещение объектов прессы в зонах высокого трафика. Реализация Концепции в московском регионе позволит увеличить объем розничного столичного рынка прессы в 2,5-3 раза, а также создать благоприятные административно-экономические условия для удовлетворения запросов москвичей в беспрепятственном получении периодической печатной продукции, что является важным для сохранения и укрепления единого информационного пространства столицы в обстановке внешних ограничений и внутренних проблем, усиления развязанной Западом пропагандисткой войны.
Действующая система распространения печатной продукции в Москве не позволяет полностью удовлетворить спрос населения. В Москве, по данным последнего мониторинга, работает 4606 торговых объектов, реализующих прессу, включая киоски, павильоны и супермаркеты. Годовой объем московского розничного сегмента в 2014 году оценивается в 13,5 млрд.руб. На киоски приходится около 4,1 млрд. руб. в год, на ручников, пресс-стенды и лотки – около 0,9 млрд. руб., на объекты прессы в подуличном пространстве - 0,8 млрд. руб. Остальной объем прессы в розницу (около 5,2 млрд. руб. в год) реализуется через сети FMCG, торговые точки в зонах ж.д. вокзалов и ТПУ, через магазины прессы в торговых и бизнес-центрах.
Говоря о том, каким образом планируется достигнуть намеченных Концепцией результатов, Т.В.Цыбина отметила, что она предполагает не только сохранение в Москве розничного сегмента распространения газет и журналов, но и увеличение количества объектов розничных продаж прессы. Планируется увеличить количество объектов почти в два раза (+77%), их должно стать более 8000.
Принципиально важно и то, где будут расположены объекты прессы. В настоящее время только 26% объектов прессы находятся в зоне высокого трафика, а если говорить о киосковом сегменте, и того меньше – 15%. Остальные объекты находятся в зоне среднего и низкого трафика.
Вместе с тем, дислокация торгового объекта прессы является наиважнейшим фактором успешности её продаж. С учётом этого в Концепции предлагается отменить ограничения на размещение объектов прессы:
- на уличном пространстве Москвы в зоне входов/выходов в метрополитен и остановок общественного транспорта, в зонах ТПУ
- на уличном пространстве города вблизи подземных коммуникаций. В настоящее время киоск демонтируется в течение 20-30 минут, что не может повлиять на оперативность ремонта подземных коммуникаций.
Это позволит значительно увеличить количество возможных мест установки объектов прессы в зоне высокого пассажиропотока. К 2020 году число объектов, установленных в местах с высоким пассажиропотоком, должно составлять 48% от их общего количества.
Концепцией предусмотрено построение эффективной мультиформатной системы розничного распространения периодической печати как на уличном, так и подуличном пространстве Москвы. Основным (базовым) объектом такой системы должен стать современный функциональный киоск или павильон прессы площадью 9-20 кв.м с ассортиментом печатных СМИ не менее 500 наименований, в т.ч. не менее 50 газет. Перспективным объектом розничного распространения печатной продукции в Москве должен стать мультимедийный торговый объект (ММТО). Площадь павильона – 20-50 кв.м. Основой его ассортимента должна быть печатная продукция, при этом не менее 40% ассортимента ММТО - это товары и услуги импульсного спроса. Такие объекты предполагается установить в каждом микрорайоне Москвы в непосредственной близости к входам в метро, в целом по городу - не менее 200-250 павильонов. Устаревшие форматы торговли прессой, такие, как пресс-стенд, ручник, лоток, предполагается заменить на миникиоски площадью 4-6 кв.м.
В заключение Т.В.Цыбина сообщила, что реализация предусмотренных Концепцией мер позволит Москве выйти на норматив Приказа Минкомсвязи №197 по обеспеченности москвичей объектами прессы: 1 объект прессы на 1500 жителей. Сейчас показатель находится на уровне 1 объект на 2600 жителей.
После пленарного заседания состоялся круглый стол на тему «Концепция развития системы розничного распространения периодической печатной продукции в Москве на 2015 год и на период до 2020 года, возможности адаптации аналогичных документов к особенностям и условиям регионов РФ», который вела Т.В.Цыбина, Директор Департамента стратегического маркетинга и В.В.Холодняк, генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс». В рамках круглого стола прошло активное обсуждение содержания Концепции и предлагаемых мер по её реализации. В дискуссии приняли участие С.Д.Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» (Новосибирск), В.О.Юхина, заместитель генерального директора ОАО «Лотереи Москвы» (Москва), К.П.Недосекин, генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен» (Москва), А.Л.Кошман, директор по распространению ЗАО «Издательский дом «Семь дней» (Москва), Г.Б.Таланкина, консультант по развитию ООО «Предприятие «Роспечать» (Екатеринбург), А.-Я.Листевник, генеральный директор ООО «ИДЛ» (Москва), И.Н.Васильева, генеральный директор «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург), Г.В.Баринов, генеральный директор ЗАО «АРИА-АИФ» (Москва), Л.И.Бортник, директор по распространению ЗАО «Российская газета» (Москва), Е.О.Мосолова, директор по распространению ИД «Вечерняя Москва» и другие.
Было принято решение направить соответствующее обращения к издателям и распространителям всех регионов РФ с предложением разработать собственные модели системы распространения прессы при условии ликвидации искусственных административных ограничений. Выступающие отмечали, что в большинстве районов РФ усиливаются административные ограничения на размещение объектов прессы, эти ограничения поэтапно усиливаются, поэтому в стране стремительно сокращается количество киосков прессы. На начало 2015 года, по оценкам экспертов АРПП, их количество составило менее 29 тыс. А в условиях обострения информационной войны против России чрезвычайно важно обеспечить развитие и укрепление системы распространения прессы в РФ.
Все участники круглого стола активно поддержали целесообразность разработки для каждого региона РФ индивидуальной концепции развития системы распространения прессы до 2020 года.
Подводя итоги заседания, А.В.Оськин, председатель Правления АРПП, подчеркнул чрезвычайную важность принятого решения. Он напомнил собравшимся, что на сегодняшней день печальная судьба складывается не только для прессы, но и для книг. За 2014 год киоски в стране уничтожались со средней скоростью 10 объектов в день, а книжные магазины - со скоростью 2 объекта в неделю.
В России 2015 год объявлен годом литературы, и поэтому так важно общими усилиями создать условия для перелома этой негативной тенденции в лучшую сторону. А.В.Оськин выразил уверенность, что данный план действий найдет понимание и поддержку в Минкомсвязи и ФАПМК.
Пресс-служба АРПП