Испания: Книжные издатели посылают сигнал SOS
Экосистема книжного мира Испании находится под угрозой, а вместе с ней и будущее основной культурной отрасли страны. В попытке изменить ее судьбу, Федерация гильдий издателей Испании - ФГИИ (Federacion de Gremios de Editores de Espana - FGEE) - и другие представители того же сектора (продавцы книг, дистрибьюторы и представители графической индустрии) в срочном порядке представили на рассмотрение Правительству «Единый план продвижения книг и чтения» (Plan Integral de Fomento del Libro y de la Lectura).
Этот самый настоящий сигнал SOS направлен против бездействия или ненадлежащих действий бывших у власти правительств в вопросах выработки адекватной политики в сфере образования и популяризации чтения, ошибочного фокусирования самих издательств в большей степени на коммерческом аспекте, нежели на культурном и апатии общества по отношению к книгам. «Мы предлагаем не косметический план, а интегральный. Нам не нужна телевизионная кампания, утверждающая, что «чтение полезно для мозга». Это должно быть что-то более серьезное, постоянное и учитывающее времена цифровых и аналоговых технологий», - рассказывает Даниэль Фернандес (Daniel Fernandez), новый президент ФГИИ, в интервью для El Pais.
«Это один из провалов демократии. Наши привычки в чтении не расширились настолько, насколько выросло наше благосостояние и развитие», - жалуется Фернандес. В таких условиях на седьмой год кризиса и реструктуризации сектора, «без национального духа, если мы не защитим территорию, на которой являемся лидерами, то мы обречены стать колонизированными в идеологическом и культурном плане».
Петиция имеет целью повлиять на цифры, подталкивающие сектор к обрыву:
- 55% испанцев не читают никогда или читают изредка.
- 40,6% - совокупное падение оборота с начала кризиса в 2008 г.
- 300 миллионов евро теряется ежегодно из-за пиратства.
- 14,1 евро – средняя цена книги, тогда как 10 лет назад она была 12,72 евро.
- 3 223 экземпляров – средний тираж одной издательской единицы, гораздо меньший, чем несколько лет назад.
Книги – это самая главная культурная индустрия Испании. Она составляет 0,7% Внутреннего Валового продукта (ВВП) – 2.700 миллионов евро в 2013 г. (общая доля культурной индустрии в ВВП страны – 3,7%, а в сфере трудовой занятости населения – 2,6%). Поэтому, по словам президента ФГИИ, трудно понять, почему сектор получает лишь «крохи, если не сталкивается с полным пренебрежением со стороны Правительства». Цель ФГИИ – вернуть ценность самой главной культурной отрасли страны и добиться того, «чтобы книги стали центром знаний, культуры, досуга и человеческого прогресса».
Будущее. В чужих руках и банкротстве?
Чтобы не оказаться колонизированными в культурном и идеологическом плане, Фернандес считает необходимым в первую очередь сохранить позицию культурного и книжного лидерства в Испании и Латинской Америке, а так же расшириться на других рынках. Для того чтобы этого достичь, нужны сильные фирмы, динамичные и имеющие возможность обеспечить потребности читателей. Но Фернандес предупреждает: «Или изменится отношение властей и государственных администраций, или мы будем мельчать и постоянно находиться на грани банкротства, либо сектор попадет под полный контроль иностранных инвестиционных банков или крупных медиахолдингов, не только испанских».
Чтение. В центре прогресса
Согласно последним данным Центра Социальных Исследований – ЦСИ (Centro de Investigaciones Sociologicas (CIS)), 65% испанцев, которые не читают вообще или читают изредка, объясняют это отсутствием интереса или времени. Предложение по возрождению ценности книги включает в себя актуализацию обучения в аудиториях, превращение книг в нечто неотъемлемое для всех предметов, подготовку преподавателей, восстановление школьных библиотек, внесение вклада в выживание книжных магазинов и усиление борьбы с пиратством. По поводу учебников ФГИИ просит Правительство вернуть помощь семьям и взять на себя закупку книг для государственных библиотек.
Когда отчет PISA (Международной программы оценки студентов) приходит к выводу, что испанские подростки плохо понимают то, что читают, и не могут выразить свои мысли ни в письменной, ни в устной форме, это говорит, утверждает Фернандес, о дефиците базового чтения: «Будущее стран строится на образовании, и способности издателей и читателей идут рука об руку».
Индустрия. Покаяние сектора
До 2008 года в стране продавалось большое количество книг: 3739 миллионов евро оборота, тогда как в 2013 году эта цифра достигла всего 2500 миллионов – возвращение на несколько декад назад. Даниэль Фернандес предполагает, что образовался издательский мыльный пузырь, который не внес особый вклад в продвижение настоящего чтения: «Это не просто бизнес, он должен иметь культурные ценности».
Настоящее – это так же результат идеальной бури: уход на пенсию столетней модели бизнеса, технологическая трансформация, изменение привычек культурного потребления и экономический кризис. Но Фернандес признает: «Издатели не знали, как убедить общество в важности чтения в образовательной системе. И, пожалуй, нельзя сказать, что книги были центром того образования, которое должно делать нас лучше. При своей самокритичности, издатели опубликовали множество безобразного материала, не заслуживающего издания».
Цена. Другие варианты досуга дороже
В 2005 году, в разгар эйфории от экономического процветания, средняя цена книги составляла 12,72 евро. Сегодня она равна 14,60 евро. Данный аспект один из наименее пострадавших. Исчезли фирмы, уменьшился штат сотрудников и снизился процент, получаемый автором, в то время как цены на произведение выросли. «Они не дорогие, и, в сравнении с тем, что мы тратим на другие варианты досуга, у книг хорошая цена», - защищает президент издателей. Книжный сектор, в отличие от других, не получает субсидий. Субсидии еле-еле достигают 1% от оборота.
Цифровые технологии. Образовательная политика
Электронные книги – один из немногих аспектов, повысивших свои обороты до 90 миллионов евро в год, – 3,7% общих продаж во всех форматах. В цифровых изданиях превалируют книги неуниверситетского содержания, социальные и гуманитарные науки, которые составляют 58% продаж, в то время как художественная литература достигает 17,8%. Речь идет об области с медленным, но постоянным ростом. Каждая новая издательская единица предлагается практически сразу в бумажном и цифровом варианте, а издательства не прекращают оцифровывание своих каталогов. Предложение в данном формате уже достигает 122 000 изданий.
«Наш мир двойственный. Из этого следует, что Правительство должно продвигать цифровой формат в образовательной политике и подготавливать общество», – считает Фернандес. «Во-первых, необходима адаптация образования к новым временам. Это не означает простое предоставление технических средств, важнее их снабжение цифровым контентом, адаптированным под нужды преподавателей и учеников. Однако важно помнить, что Испания находится во главе европейского пиратства, и это то, с чем также необходимо бороться со школьных лет».
Пиратство. Гражданская сознательность
Из 58% испанцев, которые читают книги в цифровых форматах, только 32% платят за скачивание. Остальные 68% скачивают незаконно. Авторское право – это социальное завоевание, настаивают в ФГИИ:
«Мы нуждаемся в адекватной защите Законом интеллектуальной собственности и творчества, потому что в противном случае, оно исчезнет, и мы окажемся колонизированными в культурном плане». Если автор и произведение не смогут себя защитить, это приведет к процветанию миру меценатов, чего мы не хотим. «Новый закон – это еще одна заплатка, но мы лишь наблюдатели в данном вопросе. Нужно во что бы то ни стало начать политику по повышению сознательности общества».
Обновление. Концентрация и новые издательские марки
Чтобы противостоять таким глобальным компаниям, как Amazon, влияющим на различные звенья цепочки создания стоимости книги, согласно ФГИИ, следует установить правила игры, одинаковые для всех.
Смена парадигмы приводит к концентрации издательств и способствует восстановлению сектора с появлением новых издательских марок или книжных магазинов в связи с наличием сфер, не попавших в зоны внимания крупных брендов. Это возрождение ремесленного издателя или продавца книг, более специализированного и требовательного.
Перед нами экосистема-амфибия, аналоговая и цифровая, в первой минуте ее жизни. И именно сейчас, более чем когда-либо, книга напоминает нам, что она не роскошь или прихоть, а личная, социальная и национальная потребность, которая вносит свой вклад в эволюцию человечества.
Автор: Уинстон Манрике Сабогаль (Winston Manrique Sabogal)
Источник: elpais.com
Перевод: Анастасия Асейкина
Франция: Издательский книжный рынок на пути концентрации
Сотни экспонентов и тысячи авторов собрались в конце марта в парижском Парке выставок на площади 40 тыс. кв. метров: посетители Книжного салона в Версале не могли не поразиться разнообразию французского книгоиздания. Но многие не знают, что оно на самом деле находится в руках нескольких издательских домов: Editis, Gallimard, Média Participations. Есть еще такой тяжеловес, как Hachette Livre, но он отличился в этом году своим отказом от участия в Книжном салоне.
Деятельность издательских групп выходит за национальные границы: Editis является частью испанской группы Planeta, в то время как Hachette, сильно развитое в международном плане, входит в топ-5 мировых издателей. Её 150 наименований книг и 2 млрд. евро оборота в 2014 году (из которых 35% приходятся на Францию и 22% - на США) позволили противостоять интернет-гиганту Amazon, который хотел снизить цены на цифровые продукты группы на американском континенте.
Формирование крупных издательских холдингов становится необходимым в эпоху перехода к «цифре». Печать хорошо сопротивляется во Франции, но рынок бумажных книг не перестает сокращаться в последние годы (-1,3% в 2014 году, до 3,9 млрд. евро). Игроки издательского рынка, однако, не могут ограничиваться развитием цифровых продуктов, реализация которых, по оценкам экспертов, в 2017 году принесет 269 млн. евро. К тому же новые виды деятельности требуют значительных инвестиций в кадры, технологии и оборудование, чего не могут себе позволить небольшие компании. Ставка на «цифру» была главной причиной, по которой крупнейший французский издатель Антуан Галлимар (Antoine Gallimard) приобрел в 2012 году издательский холдинг Flammarion, сформировав третью по масштабу издательскую группу во Франции (её оборот составил 417 млн. евро в 2013 году), которая год спустя была усилена вхождением в её капитал мирового лидера на рынке предметов роскоши компании LVHM.
В начале марта Альбэн Мишель (Albin Michel) приобрел издательский дом Horay, выпускающий исторические бестселлеры. Но общественность взбудоражена слухами, которые, если подтвердятся, могут стать одним из главных событий года. Издательство Martinière будет пытаться продать свое дистрибуторское подразделение, дочернюю компанию Volument, также как и престижный издательский дом Le Seuil. Переговоры могли бы состояться с издательской группой Editis, но они оказались в подвешенном состоянии после кончины в начале февраля её владельца Хосе Мануэля Лара (José Manuel Lara). Представители Martinière опровергаю слухи. Однако в Le Seuil есть на что позариться. В 2014 году Для издательства 2014 год стал особенно удачным благодаря публикации с мировым успехом книги Томаса Пикетти (Thomas Piketty) «Капитал в XXI веке» (Le Capital au XXIe siècle), ажиотажу вокруг первого романа Эдуарда Луиса (Édouard Louis), продажи которого составили 184 тыс. экземпляров, и особенно присуждению Гонкуровской премии книге Лиди Сальвэр (Lydie Salvayre) «Не плакать» (Pas pleure), чего не случалось с книгами, изданными Le Seuil, с 1988 года.
Пять крупнейших издательских групп во Франции
Источник: lefigaro.fr
Перевод: Виктор Дейкин