Московские киоски обречены

В скором времени москвичам придется окончательно забыть про дешевые ларьки и киоски, расположенные в подземных переходах метрополитена. Очередной этап уничтожения этих торговых точек проходит под лозунгом «От восточного базара к европейскому бутику». Вот только нужны ли москвичам дорогие магазины там, где еще вчера продавались простые и доступные для многих горожан вещи?

На прошедшей неделе произошли два события, которые необыкновенно ярко продемонстрировали, как слова руководителя государства расходятся с делами подчиненных ему чиновников.

Во вторник все прошедшее в этот день заседание Государственного совета Владимир Путин посвятил развитию малого и среднего предпринимательства. Президент назвал это одним из ключевых условий обновления экономики страны.

«Все уровни власти должны сделать все, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным», - указал президент. Должны быть равные условия, стабильные и понятные правила и законы, честная конкуренция. «Чтобы никто не мешал работать, не было взяток, поборов, навязанных услуг», - пояснил он.

В этот же день в подземных переходах метро большинство киосков и магазинчиков закрылись раньше времени. На витринах красовались объявления: «Торговля приостановлена - все ушли на митинг». Частные предприниматели - те самые, о необходимости помощи которым только что говорил президент, собрались на Суворовской площади. Полторы тысячи человек, как было заявлено в документах на проведение акции. И это оказалось лишь малой частью тех, кто мог бы прийти сюда. Почти 15 тысяч продавцов и бизнесменов, которые вот-вот потеряют работу и свое налаженное дело, знают, что если государство решило уничтожить их, то оно своего добьется. Поэтому и не пришли: мало кто верит, что митинги могут хоть что-то изменить.

ЛАРЕК КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ

На станции «Марьино» ларьки снесли еще полтора месяца назад. Все решилось за одну ночь. Рабочие до утра сосредоточенно уничтожали металлические конструкции, а телевизионные журналисты на их фоне рассказывали москвичам о том, как много зла принесли людям эти маленькие магазинчики. Якобы торговали здесь некачественными товарами, втридорога, и вообще киоски портили городской пейзаж.

Предприниматель Лариса Богучанова возмущается: «Только два года назад нас всех заставили выложить деньги на новые, сделанные по установленному городом образцу, палатки. Каждая обошлась в миллион рублей. Я брала кредит, только недавно его выплатила. И вот мы опять портим внешний вид города. Не часто ли у чиновников меняются вкусы?»

Чиновники, в свою очередь, утверждают, что продавцы недостаточно хорошо старались усовершенствовать торговые точки. «Практика показала, что предприниматели меньше всего заботятся о внешнем виде своих торговых объектов и выбирают варианты попроще и подешевле», - объяснили необходимость перемен в Департаменте городского имущества.

МОСКВА ВЫКРУЧИВАЕТ РУКИ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

«Маленькие» бизнесмены не сомневаются, что дело не в красоте их ларьков. По их мнению, речь идет о банальном переделе собственности. Московское правительство  решило отдать подземные территории своим хорошо управляемым компаниям. А тех, кто десятилетиями выстраивал здесь маленький бизнес, просто вышвыривают на улицу.

Почему-то городу неожиданно понадобилось за счет киоскеров проложить электрокабели под землей. «Они знают, что такие расходы мы уже не потянем», - говорят предприниматели и буквально на пальцах раскладывают всю финансовую подоплеку своего дела. Цена аренды с 2013 года поднялась в три раза - с 5,2 до 15 тысяч рублей в месяц за квадратный метр.

Уже известно, что московское правительство собирается за счет бюджета закупить палатки единого образца по 1,3 миллиона рублей каждая, а потом сдавать их предпринимателям в аренду по цене от 26 до 37 тысяч рублей в месяц. В этом случае что останется хозяину торговой точки?

Люди уверены, что после того, как договоры с ними будут расторгнуты, пройдет конкурс и площади сдадут в аренду повторно. При этом аукцион «выиграют» назначенные чиновниками фирмы. Со временем им арендную плату могут уменьшить. На станции «Новокосино», где обкатывалась новая система, город отдал подземную площадь компании, организованной всего за три месяца до торгов.

Теперь на этой станции стоят настоящие «европейские бутики» - с видеокамерами и многоярусными витринами. Есть и кондиционеры, но зачем они нужны, если москвичи в эти магазины сейчас даже не заходят?

ОСОБАЯ АРИФМЕТИКА МОСКВЫ

Оборону пока еще держат владельцы газетных киосков. Их тоже хотели уничтожить в 2010 году, но распространителям печати как-то удалось отбиться. Правда, из боя ларьки вышли сильно потрепанными: за последние годы их стало на 40 процентов меньше, при этом москвичей - на 15 процентов больше. Против такой странной арифметики выступают специалисты Министерства связи и массовых коммуникаций, которые по своим методикам вычислили, что в столице должно быть в два раза больше точек по продаже прессы. Но мнение федеральных властей никого в столичном правительстве, похоже, не интересует.

Недавно Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) в очередной раз попыталась заинтересовать московское правительство. На этот раз чиновникам предлагали деньги. В Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати до 2020 года, презентованной АРПП, написано, как увеличить объем розничного столичного рынка прессы в 2-2,5 раза. По расчетам такое увеличение продаж приведет к росту налоговых выплат более чем на 550 миллионов рублей в год. Кроме того, на 10 тысяч возрастет количество рабочих мест. Хорошее предложение в период кризиса! Но его опять никто не услышал.

На стороне предпринимателей выступило Министерство промышленности и торговли, а также Министерство экономического развития. Федеральные чиновники считают, что решение о сносе киосков наносит ущерб бизнесу и столичной занятости. Общенациональный народный фронт призвал Департамент транспорта и его руководителя Максима Ликсутова урегулировать ситуацию с подземными киосками. За ларьки заступился и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Правительственная комиссия под его руководством рекомендовала продлить истекающие договоры на размещение киосков без проведения торгов. Все бесполезно. Вот уже президент Владимир Путин в который раз настаивает на поддержке малого бизнеса. И если мэрия опять пойдет своим путем, то ждать помощи предпринимателям будет уже неоткуда. 

Наталья Пуртова

Источник: Мир новостей

Оригинальный заголовок: Московские киоски опять оказались вне закона

Похожие новости: Московские киоски не тронут до мая