Стратегия ИД «Логос» — стать успешным предприятием с широким спектром журналов, — Арнд-Фолькер Листевник

ИД «Логос» — молодое, но уже довольно уверенно занявшее свою нишу на российском рынке издательство, — за последнее время осуществил целый ряд шагов по реформированию издаваемых им проектов с учетом меняющихся читательских предпочтений. О работе издательства,  редакционной политике и планах на будущее интернет-журналу PlanetaSMI.RU рассказал его генеральный директор Арнд-Фолькер Листевник.

— Господин Листевник, расскажите о выходящих сегодня в вашем издательстве проектах. Что они собой представляют? В каких нишах работают?

— ИД «Логос» является издателем десяти журналов, три из них — c кроссвордами-сканвордами, один с судоку, один с кулинарными рецептами, а также пять изданий в нише хобби, строительства, архитектуры и дизайна. Эти пять изданий, успешно работающих на российском рынке уже более 15 лет, наш издательский дом приобрел в прошлом году («Дом», «Сам», «Сам себе мастер», «Делаем сами» и «Советы профессионалов» — прим. авт.). Таким образом в портфеле ИД «Логос» имеется как пакет новых, возникших недавно, так и пакет давно выходящих журналов. Наше издательство существует всего чуть более двух лет — для развития собственных брендов это пока недостаточный срок.

— Ваши издания довольно разнородны по концепциям… На какую аудиторию они рассчитаны?

— Конечно, у каждого журнала своя специфика и своя собственная аудитория. Чем дольше выходит издание, тем больше у него лояльных читателей, которые покупают его постоянно.

По аудитории мы различаем несколько пакетов наших изданий.

Читатели журналов с кроссвордами хотят проверить свою эрудицию, любят осмысленный досуг, радуются, когда им удается разгадать кроссворд. Целевая группа журнала с судоку схожа, но все же немного иная: от этого читателя требуются математические способности, но цель у него та же самая — решить задачу; удача приносит ему радость и чувство удовлетворения.

У наших кулинарных изданий ситуация иная. Здесь основные читатели — хозяйки дома, хранительницы очага. В этих журналах они находят то, что нужно их семьям: рецепты традиционных русских блюд и советы опытных кулинаров.

Наши хоббийные издания предназначены для очень широкого круга читателей, которые хотят обустроить свой дом, квартиру или дачу собственными руками в соответствии со своими желаниями и представлениями. Таких людей очень много. Суммарная читательская аудитория наших сервисных журналов — более 1 700 000 человек ежемесячно.

— Насколько в настоящее время востребованы кроссворды? Ведь, казалось бы, их эра уже ушла — теперь основной интертеймент читателям предоставляют гаджеты…

— Кроссвордные издания были и остаются одной из самых стабильных ниш на рынке, они весьма прибыльны для ведущих издательств и их главных брендов. По этой причине за данную нишу на рынке ведется отчаянная борьба, и многие региональные издания, в том числе принадлежащие региональным дистрибуторам, пытаются вытеснить конкурентов с рынка. Сравните, сколько на рынке ежемесячных женских журналов, и сколько ежемесячных кроссвордных!

— Не так давно кроссворды, которые вы издаете под брендом «Привет!», претерпели изменения…

— Да, это так. Нужно обязательно понимать современные тенденции и, конечно, необходимо все время предлагать читателю что-то новое, интересное. Мы изменили не только концепцию наших проектов, но и придумали новый дизайн, изменили объем и периодичность.

— Выше вы рассказали о недавнем приобретении нескольких изданий. С чем было связано решение о расширении портфеля путем покупки?

— Мы — молодое издательство, совместное предприятие с иностранным партнером в моем лице, и в этом качестве ИД «Логос» — единственное вновь образованное издательство за последние пять-десять лет на российском рынке. У нас есть цель и есть стратегия — превратить наше издательство в успешное, доходное предприятие с широким спектром журналов. Для этого мы приобретаем уже известные журналы и развиваем их. Или покупаем лицензии на издание зарубежных брендов. Или создаем собственные издания… Все зависит не в последнюю очередь от наших финансовых и дистрибуторских возможностей.

— Некоторые из приобретенных вами хоббийных изданий выходят уже много лет и пользуются заслуженным авторитетом среди читателей. Но время идет вперед, и журналы просто обязаны меняться вслед за изменениями читательских предпочтений. Какая работа по их оптимизации была проведена за прошедший год?

— Существуют определенные тенденции на рынке, в соответствии с которыми развиваются известные бренды. Решающее значение имеет то, как, например, наши журналы реагируют на современные тенденции, какой сервис мы предлагаем нашим читателям, как мы помогаем им решать их повседневные проблемы, воплощать в жизнь их желания и мечты, в том числе и в условиях экономического кризиса. Для печатного СМИ всегда самое главное — это содержание.  Но нельзя забывать, что меняются и привычки читателей. Все это мы учли и сделали наши журналы более современными, придали им новую структуру, современный дизайн, обогатили новыми темами. Теперь эти проекты принципиально отличаются от тех изданий, какими они являлись еще шесть или семь месяцев назад.

— Основу контента этих хобби-журналов составляют мастер-классы реальных умельцев, причем в самых различных областях — от масштабного строительства собственного дома до штучного рукоделия. Раскройте секреты работы с авторами. Сколько их у вас? Где вы их берете? Вопрос банальный, но неимоверно актуальный для многих редакторов…

— Самые главные люди в  нашем издательстве — это авторы! В конечном итоге именно качество авторов определяет качество журналов. И поэтому важнейшей задачей редакторов является поиск лучших авторов и привязка их к издательству.

У нас стабильный круг авторов для каждого журнала. Некоторых авторов находят наши редакторы: как правило, это эксперты, пишущие статьи по специфическим проблемам. И конечно, мы получаем многочисленные предложения от новых авторов, в основном это касается мастер-классов. В общей сложности сейчас мы работаем приблизительно со 100 авторами. Они делают самые разные материалы — от коротких сообщений о технических новинках до больших статей с собственными фотографиями и рисунками.

— Уже не раз в наших с вами беседах звучала тема необходимости запуска новых проектов для поддержания глобального интереса читателей к печатным СМИ. А ведет ли сам ИД «Логос» работу в этом направлении? Можете ли вы похвастаться новинками или поделиться грядущими планами по их запуску?

— Шестого апреля поступил в продажу новый продукт нашего издательства, который для фирм-распространителей мы назвали специальным выпуском журнала «Дом». На самом деле это совершенно новый продукт — так называемый буказин, то есть издание в формате книги, которая, однако, делается как журнал. Название буказина — «Строим баню». Как молодое издательство мы должны экспериментировать и искать новые пути. Вот почему в этом году мы запустим еще несколько новых проектов. Но пока, как вы понимаете, я не могу полностью раскрывать наши дальнейшие планы...

Как вам, вероятно, известно, я возглавляю комитет Ассоциации распространителей печатной продукции по развитию новых издательских проектов. Мы проводим заседания, встречаемся, обсуждаем проблематику… И могу вам сказать, что все участники рынка осознают необходимость запуска новых проектов для удовлетворения интересов читателей в эру цифровых СМИ. Если проследить мировые тенденции, можно увидеть, что печатные СМИ опять на подъеме; они приобретают все больший вес в общественном создании, потому что читатели, на фоне непроверенного информационного потока в Сети все больше доверяют качественному содержанию газет и журналов. Но рыночный рост определяется новыми, инновационными изданиями, посвященными различным интересам, выходящим небольшими тиражами для особых целевых групп. Выражаясь фигурально, можно сказать так: пирог, который предлагается съесть, увеличивается. Но его куски, распределяемые среди читателей, становятся меньше.

— Как в целом вы оцениваете перспективы издательского рынка в России с учетом происходящих сегодня на нем процессов: ограничений в рекламе, падения подписки, сокращения розницы, повышения цен на бумагу и т.д.?

— Во-первых, нам необходимо понять, что медиарынок зависит от общей экономической ситуации в стране. Если экономика растет и увеличиваются доходы населения, то люди тратят больше денег на газеты и журналы, как и на другие предметы личного пользования. А во время кризисов, при растущих ценах на важнейшие продукты питания и товары повседневного пользования, каждый покупатель вынужден решать, что соответствует его личному бюджету, что он действительно может себе позволить. Это относится и к журналам.

Во-вторых, нужно сказать, что этот принцип распространяется и на бизнес. Если компании продают меньше товаров, их товарооборот падает, и они, в первую очередь, сокращают свои расходы на рекламу и маркетинг. Это бьет по журналам — их рекламные доходы снижаются. Начинается цепная реакция вплоть до фирм-распространителей печати и розничной торговли. Издательствам не хватает доходов от рекламы, они уже не могут возместить распространителям их маркетинговые затраты. Распространителям не хватает доходов от маркетинга, они не могут покрыть свои собственные расходы и выполнить требования супермаркетов с выгодой для себя.

В-третьих, существуют проблемы, имеющие не столько экономический, сколько административный характер. Подписка падает, потому что цены на доставку почтовых отправлений, в том числе и прессы, резко поднялись. Как такое возможно не понимает ни один разумный потребитель!

Или взять, например, ситуацию с киосками в Москве. Как можно допускать, чтобы из-за административных решений разрушалась целая система киосковых продаж и становился невозможным свободный доступ граждан к прессе, что, к слову, гарантируется Конституцией РФ?!

С другой стороны, из каждого кризиса можно выйти окрепшим. Это относится и к медиабизнесу. А значит, для развития и издателей, и распространителей есть шансы. Один из них — консолидация распространителей, которая в итоге позволит лучшим из них выжить. Так происходит во всем мире.

— Что же ждет российских издателей в ближайшем будущем?

— Этот год, наверняка, будет нелегким. Мы видим, что закрываются многие журналы, прежде всего те, которые зависят от рекламных доходов. Новая редакция закона о СМИ (о 20%-ом иностранном участии в медиакомпаниях — прим. авт.) приводит к тому, что зарубежные издатели, сделавшие самые большие вложения в развитие рынка России и в новые издания, теряют интерес и прекращают инвестиции. Сокращение оборотов в распространении почти на 30%, которое произошло с начала этого года, объясняется в первую очередь тем, что на рынок не выведен ни один партворк. А причина этого — изменение курса валют и новое законодательство. Какой предприниматель будет инвестировать в фирму или в новый продукт, если заранее известно, что его доля в нем с начала 2016 года сократится до 20%? Вполне возможно, что некоторые зарубежные издатели не частично, как предписывает закон, а полностью уйдут с рынка.

Некоторые российские издатели сегодня думают, что уход зарубежных игроков подстегнет их рынок и покупатели переориентируются на отечественный продукт. Но это иллюзия! Опыт показывает, что прекращение выпуска одного журнала не приводит к переходу его читателей к другому из того же сегмента. Если из-за ухода игроков обороты рынка резко сократятся, то критически изменится и ситуация для многочисленных дистрибуторов, потому что они не смогут покрывать собственные расходы.

С другой стороны, каждый кризис — это время перемен, начало чего-то нового. Он несет в себе возможности для возникновения новых идей, новых продуктов, новых структур, которые будут лучше приспособлены к изменившимся условиям. Я считаю, что этот год предоставляет ИД «Логос» хорошие шансы.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU