«Москва должна внедрить прецедент Московской области и ввести расширенный ассортимент для киосков прессы», — Алексей Федотов, «Столичная пресса»

Недавняя новость о расширении разрешенного к продаже в подмосковных киосках прессы ассортимента заронила искру надежды о положительном решении этого же вопроса в Москве. Ведь одно дело, когда в качестве положительного примера помощи издательской отрасли приводятся дальние регионы, и совсем другое — когда вожделенную поддержку, понимая всю опасность экономического упадка в информационной среде, оказывают ближайшие соседи.

И с новой силой вновь поднимается вопрос: почему печатные СМИ в регионах поддерживают, а Москва по-прежнему игнорирует экономические проблемы отрасли, оставляя без внимания многочисленные обращения со стороны издательско-распространительского сообщества. О причинных сложившейся в столице ситуации главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина поговорила с генеральным директором ГК «Столичная пресса» Алексеем Федотовым.

— Алексей, на прошлой неделе рынок всколыхнула небывалая новость: в подмосковных газетных киосках разрешили продавать снэки и напитки. Насколько своевременным для рынка продаж прессы является этот шаг? Так ли он необходим?

— Евгения, дело в том, что все решения в части торговли в нашей стране, к сожалению, прецедентные. Негативный прецедент Москвы конца 2010 года обрушил рынок издателей и распространителей печатных СМИ. Борьба с мелкой розницей в угоду крупному ритейлу приобрела всеобъемлющей масштаб начиная именно с этого периода. Демонтаж вроде бы как ветхих конструкций с улиц города, борьба с пробками и рынками — ничто иное, как уничтожение какой-либо конкуренции супермаркетам. Это можно откровенно сказать уже сейчас, по прошествии пяти лет. Ни одна из глобальных проблем города не решена.

Прецедент Московской области, безусловно, носит знаковый позитивный характер. Уничтожение среднего класса в стране привело к серьезному упадку экономики России. Об этом высказался президент РФ В.В. Путин. Произвол региональных чиновников, пренебрежение к частной собственности, уничтожение объектов мелкой розницы, на которые есть спрос горожан и гостей столицы, являются актом беспрецедентного невежества и коррупционного сговора. Хочу сделать акцент на том, что все же это не является серьезнейшим прорывом в поддержке отрасли, а лишь восстановлением тех позиций ассортимента, которые существовали до 2010-2011 годов.

— Уже не раз говорилось, что расширение ассортимента поможет слабой экономике киосков прессы. Что принесет отрасли «продуктовый» ассортимент с экономической точки зрения?

— Отрасли не нужны подачки чиновников. Нам нужно исполнение договоренностей с г-ном Немерюком, которые мы достигли полтора года назад на встрече с вице-мэром Горбенко А.Н. о расширении ассортиментного перечня. До сих пор ничего не сделано.

Да, Евгения, расширение ассортиментного перечня позволит отрасли «задышать» хоть немного.

Опять-таки, мы говорим о расширении ассортимента исключительно в рамках уже существующего прецедента в России: это снэки в индивидуальной упаковке, сигареты, чай, кофе, прохладительные напитки. То, что не требует дополнительных согласований Роспотребнадзора. Никто колбасой, овощами вразвес и цветами в газетных киосках торговать не собирается.

— Как, на ваш взгляд, сегодня в пропорциональном плане должен выглядеть идеальный ассортимент газетного киоска, так, чтобы и экономика не страдала, и пресса в достаточных объемах присутствовала, и разношерстный потребительский спрос был удовлетворен, и город доволен?

— Еще раз хочу акцентировать внимание потребителей, чиновников и отраслевого сообщества издателей и распространителей: никто не собирается отходить от установленной в 1994 году для отрасли распространения СМИ пропорции 60/40: 60 процентов — газетно-журнальной продукции, 40 процентов — сопутствующего товара.

— Комментируя СМИ решение, министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников, указал: «существенное расширение ассортимента газетных киосков — это шаг навстречу малому и среднему предпринимательству, способный сохранить сеть розничных точек реализации печатных СМИ в области». Но проблемы киоски прессы испытывают по всей стране, в том числе и в Москве. Почему же до сих пор в столице, считающейся чуть ли не законодателем мод во многих сферах экономики, не принято решения о расширении ассортимента?

— Ключевая фраза про «законодателей мод». Знаете, я, будучи москвичом в пятом поколении, очень толерантно отношусь к тому, что в столице на государственной службе очень много людей из других регионов России. Москва всегда являлась центром притяжения для иногородних, регионалов и граждан бывшего Советского Союза. Конкуренция среди специалистов здесь намного выше. Приходится находиться в постоянном тонусе для того, чтобы «не выпасть из обоймы» и постоянно повышать свои профессиональные навыки и умения. Однако, то что происходит в городе Москве сейчас, мне сложно назвать конкуренцией в госслужбе между чиновниками на благо Москвы и москвичей. Полнейший беспредел и вседозволенность! На уровне районных префектур – полнейший феодализм. Нет взаимопонимания между департаментами. К сожалению, чиновники от торговли за последние годы в области распространения СМИ принимают решения необдуманные и не с кем не согласованные,противоречащие решениям федеральных органов и политическому курсу Президента РФ. Результат — полнейший упадок в распространении СМИ и инфраструктурные проблемы потребительского рынка города, вплоть до того, что в жару невозможно купить бутылку воды, а в морозы — горячий согревающий напиток. Хочу отметить, что в СШАможно обратиться в любой магазин или учреждение и вам нальют воды бесплатно. Москва превращается в закрытое акционерное общество. К моему глубочайшему сожалению.

— Некоторые эксперты сходятся во мнении, что табу на включение в ассортимент газетных киосков дополнительного ассортимента идет в разрез с интересами прочей розницы. Уже не раз звучали предположения, что отрасли печати стагнирует из-за мощного лобби интересов прочих продавцов. Так ли это на ваш взгляд? Удастся ли когда-нибудь переломить ситуацию в Москве?

— Это полная чушь. Пусть «некоторые эксперты» почитают классиков наподобие Карла Маркса или Адама Смита. Когда здоровая конкуренция мешала ценообразованию и шла вразрез с рыночной экономикой и интересами граждан? Больше предложений – выше качество и ниже цена! Или нашим чиновникам это ни к чему и они решили устроить Советский Союз в отдельном городе, подписав старые киоски «Бакалея», «Гастрономия» или «Рыба»? Не слишком ли смердит «совком»? Может пора еще и продуктовые карточки вводить и гуманитарную помощь? Все мы это уже проходили, хватит!

Что касается ситуации с лобби. У мелкой розницы распространения СМИ нет лобби как такового, так как денег в мелкой рознице нет. У нас нет коррупционных составляющих. У нас есть газеты и журналы. Поддержка президента в нынешних условиях сейчас является основой нашей политики. Под давлением Запада наша страна форматирует сейчас внешнюю и внутреннюю торговую политику, а чиновники от торговли на местах, уничтожают ее. Кто является вредителем? Безусловно — некомпетентность и серость чиновников, а так же интересы крупного ритэйла, который они лоббируют.

Информационная безопасность страны — часть ее национальных интересов. Посмотрите что происходит на Украине и в Прибалтике? Там запрещают российские газеты и журналы! Прекращают вещание российских каналов. Я живу в Таллине или в Москве?!

Безусловно, в кратчайшие сроки Москва должна внедрить прецедент Московской области и первым этапом стабилизации отрасли распространения СМИ ввести расширенный ассортимент.

Подготовила Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Московская область подает пример столице в поддержке киосков прессы