Расходы больше, чем доходы
«Почта России» перестала продавать финансовые продукты. В прошлом году она прекратила выдавать кредитные карты Тинькофф Банка, кредиты банка «Хоум Кредит» и мик¬розаймы компании «Домашние деньги», также через «Почту» невозможно оформить «Смарт-вклады» Тинькофф Банка.
«Продажа этих продуктов была приостановлена по взаимному согласию», — пояснила РБК пресс-служба «Почты России». «В последние годы мы инициировали продажи большого числа банковских и страховых продуктов, почти все эти инициативы были безуспешны», — сообщил во вторник, 21 апреля, на конференции «Банковские карты: практика и трансформация» заместитель гендиректора «Почты России» Владимир Салахутдинов.
Он отметил, что продажа банковских продуктов приносила «Почте» незначительный доход в виде агентского вознаграждения, но при этом требовала расходов. «Недостаточно просто выложить на полку карточный бренд: чтобы его эффективно продавать, нужны банковские технологии и маркетинг», — добавил он.
Единственный банковский продукт, который остался на «Почте», это «Поч¬товая карта» банка «Русский стандарт». Эта дебетовая расчетная карта выпускается с мая 2012 года, сообщили РБК пресс-службы банка и «Почты России».
По данным Салахутдинова, оборот по финансовым услугам «Почты России» (включает выплату пенсий и пособий, платежи, переводы) составляет более 3,5 трлн руб. в год. Доля доходов от финансовых услуг составляет треть выручки «Почты России», которая в 2014 году увеличилась на 5,5%, до 140,4 млрд руб. В последние годы выручка от реализации финансовых услуг падала, но после отказа от неэффективных продуктов она начала расти. «В этом году нам впервые за долгое время удалось переломить негативный тренд снижения наших доходов на рынке финансовых услуг. Выручка по данному направлению выросла на 1% к 2013 году и на сегодняшний день сохраняет положительную динамику», — сказал 19 апреля в интервью «Ведомостям» глава «Почты России» Дмит¬рий Страшнов.
Пресс-служба «Почты России» пояснила, что раньше «Почта» размещала продукты, предложенные банками, а теперь она намерена самостоятельно определять требования к продуктам. «Почте» интересны проекты, способные в течение первых двух-трех лет приносить доход не менее 1 млрд руб., уточнила пресс-служба, отказавшись назвать проекты, которые находятся на рассмотрении.
Согласно отчету «Почты России» за 2013 год (последний доступный отчет), доход от работы с банками и финансовыми компаниями составил 15,6 млрд руб. Из них комиссии за прием вкладов населения в пользу банков составили всего лишь 136,8 млн. Данных о доходах от выдачи кредитов и карт в отчете «Почты» нет.
Как «Тинькофф» уходил с почты
Тинькофф Банк, у которого нет своих отделений, сотрудничал с «Поч¬той» с 2007 года, в сентябре 2014 года он оттуда ушел. По словам источника в одном из банков, сотрудничающих с «Почтой России», Тинькофф Банк не вышел на ожидаемые «Почтой» объемы выдаваемых карт. «Почта» заинтересована в больших объемах, иначе ее затраты на внедрение новых информационных систем и обучение персонала оказываются выше получаемых комиссионных доходов», — добавил собеседник РБК.
У Тинькофф Банка другая версия. По словам директора по коммуникациям банка Дарьи Ермолиной, прекращение работы связано с тем, что банк отдает приоритет более эффективным и менее затратным онлайн-каналам привлечения клиентов. «Необходимость поддерживать канал привлечения через «Почту России» отпала естественным путем по мере развития онлайн-каналов и сети агентов», — сказала РБК Ермолина, отказавшись назвать количество клиентов, привлеченных через «Почту России». До 2010 года «Почта» была одним из основных каналов продаж для Тинькофф Банка, потом банк стал активно развивать свои онлайн-сервисы. Согласно информации из меморандума к IPO 2013 года, через почтовые отделения банк выдавал 10% карт.
Аналитик Moody's Петр Паклин считает, что до последнего времени отделения «Почты» оставались важным каналом продаж продуктов Тинькофф Банка в регионах, где заемщики не привыкли пользоваться интернет-сервисами. На привлечении вкладов уход банка с «Почты» отразился меньше, поскольку их открывают в основном продвинутые в технологиях клиенты из таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, отметил Паклин.
Банк «Хоум Кредит» также прекратил сотрудничество с «Почтой» по своей инициативе, сказала РБК начальник управления стратегических коммуникаций банка Ирэн Шкаровская. Она отметила, что банк решил сконцентрироваться на развитии собственных каналов дистрибуции.
Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов говорит, что разрыв произошел по инициативе «Почты».
Большой конфликт из-за микрозаймов
Оказание «Почтой» финансовых услуг не обошлось без скандала. В начале 2012 года МФО «Мини-Займ Экспресс» начала выдавать кредиты населению под 2600% годовых через отделения «Почты России». Основными получателями мини-займов должны были стать пенсионеры (заем назывался «Пенсионный»).
Ситуация привлекла внимание вице-премьера Аркадия Дворковича (тогда еще помощника президента), а регулятор микрофинансового рынка (на тот момент Федеральная служба по финансовым рынкам) инициировала проверку этой МФО на соответствие деятельности российскому законодательству.
«Почта России» заявила тогда, что выполняет лишь посреднические функции между клиентами и МФО и к ее продуктам отношения не имеет. Результаты проверки МФО регулятором обнародованы не были. По данным газеты «Коммерсантъ», компания «Мини-Займ Экспресс» по своей инициативе свернула деятельность на рынке микрофинансирования с 1 января 2014 года.
Юлия Полякова
Источник: газета РБК
Похожие статьи: Дмитрий Страшнов – о реформировании «Почты России»