Выступая с докладом, председатель Комиссии по развитию информационного сообщества Дмитрий Бирюков определил те законодательные механизмы, используя которые исполнительная власть сможет выполнить данные Президентом РФ поручения о повышении доступности печатных СМИ и поддержке региональных изданий. PlanetaSMI.RU подготовила расшифровку его выступления.
***
Дмитрий Бирюков,
председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций:
Тема доступности печатных СМИ для населения неоднократно поднималась в рамках различных обсуждений, но еще ни разу не была рассмотрена с позиции региональных издателей. Сегодня рынок печатных СМИ в России находится на перепутье: либо он пойдет путем повсеместного переведения доставки печатных СМИ на коммерческие рельсы, либо достаавка все-таки будет иметьсоциальную функцию.
По теме подписки мы имеем на данный момент два конкретных поручения Президента Российской Федерации.
Первое, касающееся мер государственной поддержки региональных СМИ, Владимир Путин дал правительству по итогам медиафорума «Правда и Справедливость» в апреле 2014 года.
Второе поручение, касающееся вопросов доступности печатных СМИ для населения, было дано в декабре 2014 года, по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по культуре.
С момента первого поручения Президента прошел ровно год. Это хороший повод, чтобы поговорить о результатах. А результаты — неутешительны.
Согласно данным Минкомсвязи, во втором полугодие 2014 г. подписные тиражи сократились в стране на 20%. По данным же издателей фактическое снижение составило 30-40%. В I полугодии 2015 г., согласно официальному прогнозу, падение тиражей составляет порядка 23% к аналогичному периоду прошлого года. То есть, за год тиражи обрушились почти на 50%!
Эта ситуация связана, в том числе, и с позицией Минкомсвязи. В 2014 г. министерство воздержалось от обращения в правительство за ежегодной дотацией в размере 3 млрд. руб. для обеспечения подписной компании в регионах. «Почта России» тут же подняла тарифы на доставку газет и журналов подписчикам, в отдельных случаях рост составил до 90%.
Один характерный пример. Во втором полугодии 2014 г. стоимость полугодовой подписки на газету «Крестьянин» выросла на 34%, а на издание «Копилка советов» — на 97%. При этом ИД «Крестьянин» находится не на Крайнем Севере, а в Ростовской области, которая входит в первую тарифную зону, то есть расстояние до нее меньше тысячи километров.
Из-за неподъемных подписных тарифов, в первом полугодии 2015 г. суммы принятых заказов на доставку печатных изданий, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., уменьшились, как минимум, на 22%. Это данные ФГУП «Почта России».
В условиях отсутствия госдотаций, усилиям Общероссийского народного фронта и Общественной палаты удалось добиться выделения для региональных СМИ ограниченной грантовой поддержки в размере 300 млн. руб. для региональных изданий, которая уже начала распределяться через федеральное агентство Роспечать.
Не будем лукавить: во-первых, на все региональные печатные СМИ этих денег не хватит ни при каких условиях. Особенно при том, что «Почта России» и дальше, потихонечку, собирается поднимать свои тарифы.
Во-вторых, сам механизм распределения грантов отработан не до конца. В этих условиях кто-то из региональных издателей успевает получить грант и имеет шанс дотянуть до конца года, а кто-то, не дождавшись поддержки, вынужден закрываться, став убыточным.
По данным подписного агентства «Роспечать», в 2014 г. из подписных каталогов исчезло 390 наименований газет и журналов. В прошлом полугодии 39 изданий прекратили полностью свой выход; более 250 изданий выходили сдвоенными номерами.
Сколько региональных изданий закроется к концу 2015 г., мы пока не знаем. Но в условиях деградации института подписки, разрушения киосковых сетей, роста цен на полиграфические услуги, счет пойдет на сотни.
Сколько бы мы не поднимали в последние годы вопрос необходимости поддержки института подписки, мы все время, в той или иной степени, сталкивались с мнением: будущее — за Интернетом, а газет скоро вообще не будет. Но с момента начала этих разговоров прошло уже 10 лет. Что мы видим сегодня? Что единственное средство информации, которое действительно доходит до самых крайних насаленных пунктов страны, это печать. Поэтому, думая о будущем технологий, сегодня необходимо по-прежнему концентрировать усилия на поддержке такого традиционного, проверенного и общедоступного средства информирования, как газета.
Но при этом перекладывать всю ответственность на «Почту России» тоже не верно. У нее есть свои проблемы; в обсуждаемый законопроект «О почтовой связи» было предложенного огромное количество поправок — около 700. Но самое страшное то, что в документе полностью отсутствовало упоминание о социальной функции главного почтового оператора страны, которую оно исторически осуществляло на всем протяжении своего существования.
Поэтому, мы считаем, что в сложившейся на рынке ситуации (падение подписки и вымывание системы розничного распространения прессы) данные Президентом РФ поручения возможно выполнить только через законодательные процедуры:
1.Внести в проект Федерального закона «О почтовой связи» поправки, вменяющие «Почте России» выполнение социальных функций по организации подписки на печатные СМИ, а также норму о государственном регулировании и субсидировании почтовых тарифов на доставку прессы.
2.Зафиксировать законодательно федеральный стандарт доступности печатных СМИ для населения: один киоск прессы на 1 500 жителей.
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций поддерживает все предпринятые ранее действия по поддержке газет и журналов, однако считает, что лимит на разовые дотации и точечные меры отраслью уже давно исчерпан.
Евгения Трушина, Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU