Причина в том, что люди все чаще входят в интернет с мобильных устройств: из 82 млн российских веб-пользователей 50 млн по крайней мере время от времени используют в качестве средства доступа планшеты и смартфоны.
В I квартале 2015 г. эта «мобильная» аудитория рунета на 90% превосходила показатель годичной давности, следует из данных TNS, а веб-пользователей, привязанных к десктопам, стало на 19% меньше. Статистика TNS касается пользователей старше 12 лет в городах с населением больше 100 000 жителей.
Десктопы по-прежнему основной инструмент доступа в интернет для россиян, следует из данных TNS: их используют для входа в сеть 67% месячной аудитории рунета. По времени, проведенному в интернете, пользователи настольных ПК тоже превосходят тех, кто использует мобильные устройства, примерно вдвое. Со смартфонов в сеть входит хотя бы иногда 41% пользователей, с планшетов – 26%, через приставки Smart-TV – 11%. А тех, кто не признает никакого иного способа интернет-доступа, кроме смартфонов и планшетов, – 11,8 млн уникальных пользователей, или 14% всей аудитории рунета.
Миграция пользователей на мобильные средства доступа существенно меняет их предпочтения в сети, констатирует Тагиев. Рейтинг сервисов, популярных среди пользователей десктопов, один и тот же уже много лет: верхние строчки у сервисов «Яндекса», Mail.ru, Google, YouTube, соцсети «В контакте», «Одноклассники» и др. Иначе выглядит рейтинг сервисов, востребованных у «мобильной» аудитории (см. график).
«Яндекс» наращивает присутствие на мобильных устройствах, говорит его представитель Ася Мелкумова. Компания адаптировала все свои продукты под популярные мобильные платформы – Android, iOS, Windows Phone, а многие сервисы – «Навигатор», «Такси», «Парковки» – изначально разработаны под мобильные устройства.
В поисковике «Яндекса» доля запросов, сделанных с мобильных устройств, составляла в IV квартале прошлого года 24%, а доходы от рекламы, размещенной в «мобильной» поисковой выдаче, – 18% всей выручки от контекстной рекламы. Годом ранее это были 16 и 12% соответственно.
Реклама на «мобильных» версиях сайтов (особенно разработанных под Android) продается пока хуже, чем на традиционных, свидетельствуют, например, данные аналитиков Morgan Stanley.
В своем последнем отчете о российском интернете они пишут, что, хотя доля «Яндекса» в поисковых запросах и снижается по мере роста популярности Android-фонов и планшетов, его рекламная выручка от этого пока не страдает. По данным Liveinternet.ru, доля «Яндекса» на рынке поиска в рунете снизилась с 62,1% в марте 2014 г. до 58% в марте 2015 г. Но выручка в прошлом году выросла на 29%. Это потому, выдвигают версию аналитики Morgan Stanley, что Android дает меньше возможностей для монетизации веб-сервиса, чем операционная система Apple iOS и платформы, под управлением которых работают традиционные ПК. А более 86% всех смартфонов на руках у россиян, по данным «Яндекса», – именно Android-фоны.
Директор по рекламным технологиям Mail.ru Group Дмитрий Зевелев выделяет несколько направлений монетизации «мобильной» аудитории: это платные приложения, бесплатные с возможностью совершения покупок внутри приложения (например, мобильные игры) и мобильная реклама. У самой Mail.ru Group разработаны приложения и мобильные версии проектов для всех самых популярных платформ, а к выходу новых операционных систем и устройств все они обновляются, добавляет он.
В конце марта 2015 г. TNS насчитывала на 30% больше уникальных посетителей рунета, чем годом ранее, – 796 млн, хотя самих пользователей за это время прибавилось всего на 5%. Это значит, что существенно умножилось количество устройств, с которых люди входят в интернет, объясняет Тагиев. Но в дальнейшем количество пользователей рунета будет расти очень медленно, разве что за счет пожилых граждан, предупреждает он.
Часто рекламодатель закупает показы рекламы одновременно и на десктопах, и на мобильных устройствах и вычленить долю «мобильной» рекламы в общем бюджете сложно, признается директор по маркетингу IMHO Vi Наталья Гришкина. У «Яндекса» и Google давно работают сети рекламы на мобильных устройствах, но их оборот неизвестен. Кроме того, «мобильная» реклама сильно сегментирована. Ее продажи быстро растут, но IMHO Vi видит только часть этого сегмента, так как работает преимущественно с премиальными рекламными форматами, говорит Гришкина. Скорее всего, рынок «мобильной» рекламы пока несравним по деньгам со стоимостью рекламы для десктопов, предполагает она: рекламодатели, интересующиеся «мобильной» рекламой, чаще нацелены на результат и среди них невелика доля компаний из потребительского сектора, которые не могут работать без инструментов оценки эффективности.
Аудитория «мобильного» интернета уже активно проявляет себя на медиарынке, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов: например, среди посетителей онлайн-кинотеатров уже сейчас зачастую больше тех, кто пользуется мобильными устройствами и приставками Smart-TV. Но рынок традиционной медийной рекламы (баннеры, видеоролики) в «мобильном» интернете он готов оценить лишь примерно: доля таких размещений составляет до 10% от общих продаж медийной интернет-рекламы. Лишь отсутствие признанных на рынке инструментов измерения эффективности сдерживает более активное развитие сегмента, добавляет Осипов.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), весь российский рынок интернет-рекламы составил в 2014 г. 84,6 млрд руб., из них 19,1 млрд руб. пришлось на медийную рекламу, 65,5 млрд руб. – на контекстную.
Анастасия Голицына
Истоник: Vedomosti.ru