«Приравнивание системы продаж прессы к прочей торговле — катастрофа для информационного поля России», — Алексей Федотов, «Столичная пресса»

На состоявшейся 2 апреля 2015 г. в ЦДЖ презентации «Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года», генеральный директор ГК «Столичная пресса» (г. Москва) Алексей Федотов, сравнивая российский рынок и зарубежными, указал: в России все перевернуто с ног на голову.

И пояснил: система распространения печати в нашей стране регулируется не профильным ведомством, а чиновниками от торговли, от того и ее основные проблемы. PlanetaSMI.RU публикует его выступление.  

***

Алексей Федотов, генеральный директор ГК «Столичная пресса» (г. Москва):

Несмотря на всю свою актуальность, «Концепция развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года» не несет в себе ничего революционно нового для российского рынка. Документ отражает реальные рыночные процессы, которые в настоящее время происходят в России и которые в принципе должны происходить в любой стране с нормальной рыночной экономикой. Их закономерность очевидна.

Однако российский рынок распространения печати, несмотря на эту закономерность, все последние годы, и не по собственной воле, шел иным, нерыночным путем. C 2010 года по стране, начиная с Москвы, шла волна гонений на нестационарную розничную торговлю, последствия которой стали катастрофическими для системы продаж печатной продукции. Причем объяснений этим гонениям найти невозможно. Если до 2010 года, в эпоху руководства Москвой бывшего мэра Юрия Лужкова, и были притеснения (например, в отношении торговли в зоне входов и выходов метро), то они были обоснованы реальной угрозой — терроризмом. И рынок воспринимал тогда административные решения адекватно: все понимали, для чего и почему освобождались площади рядом с основной транспортной артерией города. С чем связаны непрерывные массовые и повсеместные гонения на киоски прессы в настоящее время, медиарынок понять не может.

Замечу, что на развитых рынках — и в США, и в Европе, — торговля прессой не только не ущемляется, но и наоборот — максимально поддерживается и поощряется. Здесь нет таких проблем с ассортиментом, как в России, нет запретов на размещение, нет давления со стороны административных органов. Например, в крупнейшем городе США — Нью-Йорке — киоски прессы размещаются даже на платформах метрополитена и вплотную к выходам из метро. Это не только никого не смущает, но и наоборот — такое расположение киосков прессы поощряется, так как благодаря ему гости и жители Нью-Йорка имеет доступ к прессе непосредственно по пути следования. Потому здесь и высокие продажи; потому и местная печать чувствует себя уверенно.

В России же все перевернуто с ног на голову. Система распространения печати, несмотря на свое высокое призвание, административно и законодательно почему-то регулируется не профильным ведомством, а чиновниками от торговли. И именно их приказам и распоряжениям, наравне с прочими сферами услуг и товаров, она вынуждена подчиняться. Однако все мы понимаем, что давление на продавцов шаурмой грозит проблемами только продавцам шаурмой, тогда как давление на распространителей прессы грозит проблемами всей системе информационной безопасности страны. Не станет газетного киоска — и сотни газет и журналов не дойдут до читателя.

Приравнивание системы реализации печати к прочей торговле — катастрофа для всего информационного поля России. По примеру Москвы, начиная с 2010 года, непрестанным гонениям подвергаются киоски прессы практически во всех регионах Российской Федерации. Поэтому сегодня такой документ, как «Концепция развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года», является жизненно необходимым для отрасли. Чтобы рынок вздохнул свободно, чтобы вновь начали расти розничные тиражи, чтобы издатели могли увеличивать объемы и вкладываться в качественный контент, чтобы читатели, даже в дальних регионах, имели равный доступ к печатному слову, необходимо разрушить все выстроенные сегодня административные препоны для развития нашего рынка.

Что касается изложенных в концепции идей, то все они, на мой взгляд, направлены на структурирование рынка, придание ему цивилизованной формы. Так, в документе поднимается проблема торговли с рук. Не секрет, что так называемые ручники зачастую нарушают существующее законодательство, работают «в серую» и без оформления документов, ведут антирыночную политику и порой портят внешний вид города. Такого в столице России в XXI веке быть не должно. Поэтому предложенная в концепции модель замены ручников на мини-киоски, так называемые «ньюс-стенды» — это шаг в сторону установления цивилизованных форм торговли, принятых на всех развитых западных рынках.

Принятие концепции, безусловно, станет решающим шагом на пути восстановления отрасли печати в России.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU