В ходе презентации было подробно рассказано о целях концепции, предполагающей кардинальные изменения на московском рынке распространения прессы, а также методах достижения заложенных в ней показателей увеличения продаж прессы в столице в 2-2,5 раза. PlanetaSMI.RU подготовила к публикации выступление президента АРПП Дмитрия Мартынова.
***
Дмитрий Мартынов,
президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 18 сентября 2014 года на заседании Госсовета по развитию отечественного бизнеса и повышению его конкурентоспособности, поставил задачу развития экономики страны с упором на реальный сектор. «Все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть переориентированы на развитие реального сектора» — указал он. Глава государства подчеркнул, что одно из важных конкурентных преимуществ России — ее емкий внутренний рынок, который необходимо заполнить конкурентоспособными, качественными товарами. По сути, речь В.В.Путина шла о необходимости формирования такой экономической политики, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть переориентированы на развитие реального сектора.
В январе 2015 года Президент РФ, в одном из своих выступлений указал, что Россия обязана преодолеть давление внешних факторов за счет укрепления экономического и финансового суверенитетов; в марте: что главная цель — содействовать реальному сектору экономики, промышленности, сельскому хозяйству, а также стимулированию занятости. Ассоциация распространителей печатной продукции, многие члены которой работают на рынке уже более 20 лет и обладают исчерпывающим опытом в решении многих отраслевых вопросов, в ответ на поставленную главой государства задачу решили посмотреть — что можно предпринять для укрепления рынка распространения печатных СМИ? Произведенные таким образом расчеты показали, что даже в существующих тяжелых условиях, объем рынка можно увеличить в 2-2,5 раза. На основе сделанных расчетов нами была составлена «Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года». Внедрение этого документа в реальную жизнь позволит восстановить положение в отрасли печатных СМИ и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Как же достичь этих показателей? Опираясь на слова президента о необходимости снятия административных барьеров, ограничивающих развитие бизнеса и предпринимательства в России, эксперты АРПП рассмотрели те их низ, которые оказали наиболее негативное влияние на отрасль распространения печати за последние 15 лет.
В Москве на сегодняшний день существует порядка 1 000 выходов из метро, и если рядом с каждым установить разноформатные газетные киоски, вернуть продажи прессы в 25-метровую зону от входов в метрополитен, к остановкам общественного транспорта и на транспортные узлы, количество объектов на улицах города будет увеличено за счет эффективных, с точки зрения трафика, мест, что значительно повысит уровень продаж печатной продукции.
Введенные за последние годы многочисленные административные ограничения по установке нестационарной розницы специализации «печать» в итоге привели к тому, что на сегодняшний день только порядка 15% киосков, торгующих газетами — товаром импульсного спроса, действительно располагаются зонах повышенного трафика. Остальные же 85% вынесены на малопроходимые улицы, дворы, в места, расположенные далеко от транспортных потоков. В итоге, газеты, удаленные от пути следования москвичей, неумолимо теряют тиражи: понятно, что за газетой, в спешке по пути на работу, никто отклоняться от привычного маршрута не будет. Недаром же на розничном рынке существует маркетинговая истина, обосновывающая успех предприятия — так называемый «Фактор трех М»: место, место и еще раз место. Данный фактор как нельзя лучше характеризует важность размещения точек распространения печати с учетом ее специфики как товара импульсного спроса.
В АРПП собрана достаточная база аналитических данных, основанных на реальных примерах работающих в Москве операторов рынка, которая подтверждает: при перемещении эффективно работающего киоска хотя бы на 30 метров от зоны пассажирского трафика, объемы продаваемых через него тиражей падают в два раза. Это значит, что минимум половина граждан, привыкших покупать по дороге на работу газету, остается без свежей печати. Предложенные в концепции факторы размещения киосков прессы позволят переместить в зону повышенного пассажиропотока более 50% существующих на московском рынке киосков прессы.
Москва — большой город, районы которого отличаются друг от друга инфраструктурой, особенностями проживания, транспортными магистралями и т.д. Поэтому, ставя цель максимального обеспечения москвичей свежей печатной продукцией, к выбору формата торговли также нужно подходить избирательно. Москве необходимы торговые объекты разного размера, разной вместимости, разного архитектурного облика. Ведь киоск, размещенный в историческом центре, доступный глазу многочисленных туристов, и киоск, расположенный в транспортном узле с пригородными электричками — это две совершенно разные торговых точки.
Еще три года назад в Москве было решено заменить все киоски старого образца на новые. Участники московского рынка распространения прессы произвели замену, однако и новый архитектурный облик за прошедшие три года устарел, по мнению городских властей, снова. В момент разработки администраций города новой архитектуры киосков прессы, участниками рынка на утверждение было предложено 11 типов НТО. При необходимости, опыт самостоятельной разработки внешнего облика киосков специализации «печать» может быть повторен. В том числе — и в отношении разработки мини-формата торговли, взамен существующих и по сей день торговцев с рук.
Наличие на улицах Москвы так называемых «ручников» уже не раз подвергалось жесткой критики. «Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года» предполагает их замену на торговые точки небольшого формата, что особенно актуально будет для узких, ограниченных в пространстве мест. Такие торговые точки, например, уже многие годы успешно функционируют в Нью-Йорке.
Еще одним перспективным, на наш взгляд, форматом торговли прессой для такого мегаполиса как Москва является мультимедийный. Что важно: подобный торговый объект может вмещать в себя, помимо прессы, большой ассортимент книжной продукции. Вопрос сокращение привычных книжных магазинов актуален как для Москвы, так и для России в целом. Внедрение мультимедийного формата позволит не только решить эту проблему, но и повысить доступность книжных изданий для москвичей.
Хочу отдельно отметить, что программу по совершенствованию системы розничных продаж печатной продукции участники рынка готовы реализовывать за счет собственных сил и средств, при условии снятия административных барьеров и исполнения норм, прописанных в концепции. Если киоск, имеющий приглядный внешний вид и расширенный ассортимент, будет установлен в непосредственной близости от основных пассажиропотоков, то он будет эффективен, окупаем, а значит, интересен для инвестора.
Однако для достижения этой цели, как и указано в концепции, ответственные за развитие нашего рынка ведомства и департаменты должны вернуться к своим обещаниям, данным участникам рынка в отношении снятия существующих административных барьеров. Например, еще два года назад отрасли было обещано продление договоров аренды на срок не менее пяти лет, введение льготных тарифов и арендных ставок, расширение ассортимента… Многие из этих обещания зафиксированы в приказе №197 Министерства связи РФ, который, к сожалению, носит рекомендательный для чиновников характер.
Тем не менее, возвращаясь к вопросу достижении намеченных в концепции показателей и расширении существующей сети распространения печатной прессы, необходимо отметить важный фактор: минимальное задействие в данном процессе главной транскортной артерии города — метро. Надо сказать, что в 90-е годы основные тиражи газет и журналов реализовывались в Москве именно на территории метрополитена и в подуличных переходах. И это логично: кто из нас откажется купить себе в дорогу чтение? Однако за последние годы пассажиры метро были отлучены от прессы, как по объективным причинам, так и под административным давлением. На сегодняшний день объемы прессы, продаваемые в московском метро и подуличных переходах, ничтожно малы. На этом фоне пример Санкт-Петербурга, в метрополитене которого представлен широкий ассортимент печатной продукции, показательно говорит об объемах упущенных возможностей…
Что нужно для того, чтобы инвестировать деньги в развитие сети в метро? Долгосрочный договор аренды (более трех лет), льготные ставки аренды, расширение ассортимента.
Помимо перечисленного выше, достижению цели по увеличению объема рынка в 2-2,5 раза будет способствовать увеличение на 34% количества торговых объектов в целом по городу. Это могут быть точки в супермаркетах, на железнодорожных станциях и вокзалах, в зонах ТПУ...
Внедрение в практику города принципов, изложенных в «Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года», позволит на 68% увеличить количество точек продаж прессы, в том числе: киосков и павильонов — на 140%, торговых точек в подуличных переходах — на 137%. При этом, город наконец-то приблизится к нормативам, прописанным в Приказе №197 Минкомсвязи РФ по количеству точек продаж прессы в пересчете на тысячу жителей. Обеспеченность Москвы объектами прессы в этом случае будет составлять, примерно, 1 500 горожан на один торговый объект (тогда как сегодня один киоск прессы приходится на 2 600 жителей). При этом, доля киосков с расширенным ассортиментом печатной (газетно-журнальной и книжной) продукции будет превалировать.
Приведенные в концепции расчеты демонстрируют, насколько существенно возрастет рынок в случае снятия существующих ныне административных запретов и возврата киосков прессы на прежние места дислокации.
Сегодня в стране, к глубокому сожалению, прослеживается странная ситуация: с одной стороны президент поддерживает СМИ и систему их распространения, дает соответствующие указы и распоряжения; ему вторят и правительство, и Министерство связи, и Министерство торговли... Но как только вопрос спускается на более низкий, региональный уровень, наблюдается обратный процесс, вплоть до сноса киосков печати. Местные чиновники, невзирая на указания высшего руководства, делают все для уничтожения системы распространения прессы, предпочитая газетным киоскам продажи шаурмы. Бесспорно — последняя выгоднее, но заботясь о пище телесной, можно ли забывать духовную?
***
С полной версией «Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года» можно ознакомиться здесь.
Подготовила Евгения Трушина
PlanetaSMI.RU
Фото: Константин Акопян