Результаты первого рейтинга станут известны до конца года, сейчас выбирается подрядчик, который проведет исследование по всем регионам, в том числе в Крыму и Севастополе.
По словам одного из авторов методики, директора фонда «Медиастандарт» Дмитрия Казьмина, 37 базовых индикаторов будут оценивать пять аспектов институционального состояния СМИ – сами медиа, их контент, среду, в которой они работают, их аудиторию и взаимоотношения с государством и рекламодателями. Индикаторы будут рассчитываться с помощью экспертной оценки, массовых опросов, контент-анализа и сравнения статистики. Среди индикаторов – уровень неоднозначных материалов, открытости структур региональной власти для СМИ, диверсификации СМИ по источникам финансирования и др. «Один из индикаторов – наличие критики решений губернатора и администрации региона. Если ее нет, то СМИ, скорее всего, находятся полностью на контрактах по информационному обслуживанию», – говорит Казьмин. Каждому индикатору присвоен определенный вес – посчитав их, составят оценку региона. По словам Казьмина, исследование должно стать ежегодным, с его помощью НКО и гражданское общество смогут получить оценку состояния СМИ в регионах.
Сухие цифры статистики не заменят прямого диалога с региональными журналистами, говорит председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин: «В среду я был на форуме региональных журналистов, вряд ли полученную там информацию может заменить подобный рейтинг. Но все равно любое экспертное мнение полезно для работы». Индекс позволит увидеть, чем отличаются СМИ в разных регионах, поясняет член КГИ Николай Сванидзе: «А состояние СМИ – это характеристика региона, по которой можно понять, где можно продохнуть». Сегодня почти во всех регионах плохо с местными СМИ, говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По его мнению, единственной удачной попыткой такого рейтинга был проект Союза журналистов «Анатомия свободы слова» в 1999–2000 гг.: «Это было дорогое исследование. Считали, к примеру, количество нарушений в правилах аккредитации при заксобраниях или количество подписей, необходимых для открытия киоска для продажи прессы». Рейтинг оказался действенным, уверяет Симонов, регионы, увидев себя на 60-м месте, зашевелились: «Рейтинг Кудрина мне показался сложноватым, к тому же придется верить на слово его авторам, но, поскольку больше никто подобного не делает, от него может быть польза».
Елена Мухаметшина
Источник: Vedomosti.ru
Оригинальный заголовок: Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина изучит региональные СМИ
Похожие материалы: В части субсидирования Роспечать отдаст предпочтение региональным изданиям