— Нам сообщили, что Минкультуры хочет понять принципы финансирования театральных журналов. Означает ли это, что до настоящего момента эти принципы не были сформированы и деньги выделялись бессистемно?
— Это не так. Мы собрались для того, чтобы обсудить качественное состояние театральной критики в целом и театральной прессы в частности. Есть «Основы государственной культурной политики». Есть совершенно очевидный рост интереса к театральной жизни, изменились условия существования театров, появились новые технологии, а с ними — новые возможности в реализации творческих идей.
Но при этом сами директора, художественные руководители театров, актеры, эксперты, ректоры и преподаватели вузов, зрители говорят о том, что театры и СМИ живут непересекающейся жизнью, а театральная критика перестает быть востребованной, при этом критики зависят от театров: пригласят их или нет, возьмут на гастроли только при условии одобряющей рецензии, что уже совершенно вопиюще. По словам Бориса Николаевича Любимова (ректор Высшего театрального училища имени Щепкина. — «Известия»), сейчас «театральная критика на задворках задворок, и это находится в разительном противоречии с тем, как сейчас существует театр».
Здесь нет ничьей вины. Исторически сложившаяся система разрушена. Новая не появилась. Минкультуры не наделено полномочиями выделять средства на издательскую деятельность. При этом министерство относительно недавно начало это делать — в рамках исполнения поручения президента 2010 года, которое было дано Министерству связи и массовых коммуникаций и нам. У Роспечати есть свои четкие критерии финансирования — это и тираж, и география распространения, и аудитория, на которую рассчитывают те же журналы. Роспечать только однажды профинансировала театральные издания по этому поручению, мы же, понимая, что театральные издания — неотъемлемая часть театральной жизни, делаем это регулярно и будем продолжать поддержку.
Вместе с тем для самих журналов было бы правильно определить и проговорить критерии, которым они должны соответствовать. Редакторы должны понимать, востребованы ли их издания аудиторией, на которую они рассчитаны, соответствуют ли заявленным целям, что стоит изменить, чтобы привлечь читателей, разобраться со своими сайтами, их посещамостью. То есть журналы не должны быть вещью в себе — сами пишем, сами читаем.
— Ежедневно на сайте госзакупок Минкультуры публикует тендеры на десятки миллионов рублей, но при этом ведомство собирается сокращать расходы на театральные СМИ, куда люди, зачастую, пишут без гонораров. Неужели 20 млн рублей в год на все журналы — настолько неподъемная сумма для Министерства культуры?
— Хотелось бы сразу акцентировать ваше внимание: поддерживая эти издания, мы выступаем своего рода меценатами. У нас нет обязательств и полномочий по финансированию СМИ.
И дело не в подъемности/неподъемности суммы. Хотя в условиях сокращения бюджета мы стремимся экономить каждый рубль, а 20 млн — немаленькие деньги для культуры.
Деньги должны выдаваться с пониманием, почему каждому СМИ направляется именно эта сумма. Необходимо создать систему финансирования с четкими и понятными для профессионального сообщества критериями. Такую систему мы и предлагаем создать совместными усилиями.
Существуют совершенно разные издания, поэтому хочется разобраться, какие из них популярны и востребованы среди специалистов или среди зрителей. При этом никто, даже руководители журналов, не могут предоставить статистику или концепцию. Спросите любого профессионального медиаменеджера, работающего в рыночных условиях, сколько стоит один номер его издания, каков тираж, аудитория, какие предпочтения у его аудитории — сразу ответит.
Изданиям выделяются разные суммы. Так, например, один из лидеров по тиражам — журнал «Театр» — в год получал 5–7 млн рублей. По словам руководства, себестоимость одного выпуска 300–400 тыс., а журнал выходит четыре раза в год. Несложно подсчитать, сколько из его бюджета уходит на подготовку номера и сколько остается на всё остальное, в том числе на распространение. Жалобы руководителей на недостаток средств при такой арифметике, мягко говоря, необоснованны.
Есть журналы, которым выделются совсем скромные суммы. Но и здесь раздавать деньги по принципу «лишь бы не умерло» в корне неверно. Главный посыл — театральная пресса должна развиваться.
— В списке из 15 журналов присутствуют совершенно разные издания, популярные и специализированные. Как минимум два издания тематически отличаются от остальных: «Балет» — это старейший журнал о балете, а в «Современной драматургии» с советских времен печатается, соответственно, современная драматургия. Почему вы смешиваете совершенно разные издания и предлагаете рассматривать их вместе?
— Это не так. В чем вы видите смешивание? Мы же не предлагаем в журнале «Балет» писать о современной драматургии, и наоборот. Мы не собираемся вмешиваться в редакционную политику. Речь идет о подходе к созданию продукта. Например, если говорить о «Современной драматургии», то было бы неплохо понять, какие из опубликованных в нем пьес ставятся на театральных сценах. Это опять — вопрос эффективности, востребованности, актуальности таких изданий.
— В разговоре с «Известиями» театральный критик Григорий Заславский сказал, что журнал, финансируемый федеральным ведомством, должен распространяться за пределами Москвы. Как тогда быть с многочисленными региональными проектами Минкультуры — фестивалями и выставками? Неужели вы будете финансировать только всероссийские проекты?
— Издания должны читать в регионах, чтобы понимать, чем живут в том числе столичные театры. При этом журнал должен быть о театральной жизни в целом. Замечу, тон, если можно сказать, моду в театрах уже давно задают не только столичные театры.
— Принимались ли меры по сокращению финансирования театральных журналов в период предыдущего экономического кризиса?
— В то время журналы вообще не поддерживались Министерством культуры. Повторю: у нас и сейчас нет цели сократить финансирование. Может быть, некоторым журналам, наоборот, необходимо выделять больше денег. Наша цель вместе с экспертной группой выработать четкую и понятную систему, на основании которой мы будем принимать решения об объемах финансирования. И финансировать не журнал или персону, которая нравится лично мне или другому чиновнику, а согласно утвержденной концепции. Мы обязательно объявим конкурс концепций, и голосовать будут специалисты, а не чиновники.
— Можно ли сказать, что с финансовой точки зрения все эти издания являются убыточными? Планирует ли Министерство культуры поставить перед газетами и журналами о театре задачу зарабатывать?
— Минкультуры не является учредителем и не принимает никакого участия в финансовой деятельности этих журналов. Никаких задач перед газетами и журналами по зарабатыванию денег мы не ставим, это дело их учредителей. Хотя зачастую именно внебюджетные средства показывают, насколько эффективно работает руководитель.
— Некоторые из изданий размещают на своих страницах рекламу (в том числе театральных постановок) и заказные материалы. Будет ли этот фактор учитываться при распределении финансирования?
— Скорее всего, но это должны совместно решить эксперты.
— Не кажется ли вам, что внедрять рыночные схемы в культуру опасно? На встрече в СТД было сказано, что «нужно посмотреть, как продаются те или иные журналы», но журнал о театре никогда не сможет продаваться, как глянец или еженедельники с телепрограммой. У журнала о театре нет задачи продаваться как можно бо́льшим тиражом. Понимают ли это в Министерстве культуры?
— Именно потому, что мы это понимаем, мы не отказываемся от поддержки журналов. Но существовать по прежней системе, без учета рыночной реальности — значит обрекать себя на невостребованность и постоянные скандалы, выяснение отношений, почему этому дали столько-то, другому — меньше. От этого и происходит то, что мы сейчас видим: театры живут своей жизнью, журналы — отдельной от них жизнью, а критики говорят, что им выкручивают руки и театры, и журналы, фактически превращая в репортеров светской хроники.
Олег Кармунин
Источник: Izvestia.ru
Оригинальный заголовок: «У нас нет цели сократить финансирование»
Похожие новости: Минкультуры сокращает финансирование журналов о театре