Административное давление на распространителей прессы не позволяет удовлетворять информационные потребности граждан, — Алла Игнатьева, «Пресса для всех»

На состоявшейся 2 апреля 2015 г. в ЦДЖ презентации «Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года», генеральный директор столичной компании «Пресса для всех» Алла Игнатьева, рассказывая о проблемах системы распространения прессы, выразила опасения за будущее газетных киосков в свете проводимого в ЦАО столицы эксперимента в области нестационарной розницы.

По ее мнению, преследуя цель сохранения единого информационного пространства страны, необходимо не сокращать, а наоборот — способствовать расширению системы распространения печати. PlanetaSMI.RU публикует ее выступление.

Алла Игнатьева,

генеральный директор ЗАО «Пресса для всех» (г. Москва), руководитель рабочей группы АРПП по московскому рынку:

Уже не первый год мы наблюдаем стагнацию системы распространения прессы в России. Количество газетных киосков по всей стране из года в год сокращается катастрофическими темпами, и как прямое следствие этого — падают реализуемые тиражи газет и журналов. И причина здесь не в том, что люди стали больше читать цифровые версии — отнюдь. Не забывайте, что Интернет распространен только в крупных городах, и даже в Московской области не везде есть качественная интернет- и мобильная связь. Россияне по-прежнему тянутся к печатному слову, любят читать, с охотой покупают и выписывают периодику. Однако испытываемое отраслью печати и распространения прессы административное давление зачастую не позволяет удовлетворять информационные потребности граждан. Все последнее десятилетие система распространения прессы испытывает на себе беспрецедентное давление. В первую очередь — в Москве, с которой и берут пример все остальные регионы страны.

В 2004 году вышло постановление Правительства Москвы № 636-ПП «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена». На основании этого документа все киоски печати, размещенные недалеко от вестибюлей метро, были снесены. 2004 год стал годом первой катастрофы для отрасли распространения СМИ, которая тогда потеряла порядка 5-7% в объемах продаж газет и журналов.

В 2008 году вышло постановление Правительства Москвы № 880-ПП «Об утверждении Правил пожарной безопасности в городе Москве», которое также содержало запрет на размещение киосков ближе, чем в пятнадцати метрах от других зданий и в десяти метрах от вестибюлей метро. Таким образом, дислокация торговых объектов снова была скорректирована не в пользу периодики.

Действовавшее с 2001 года постановление Правительства Москвы № 270-ПП «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве» в принципе давало возможность размещать киоски в пределах «красных линий». Однако постановление Правительства Москвы № 26-ПП от 3 февраля 2011 года «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» вновь ужесточило правила размещения киосков. По этой причине многие районы столицы остались без газет и журналов — мы не могли размещать даже самые маленькие торговые точки, так как они не соответствовали новым критериям.

Кроме того, постановление № 26-ПП нанесло большой удар по газетным киоскам, расположенным в остановочных торговых модулях (ОТМ). Дело в том, что при выходе этого документа власти города не включили ОТМ в перечень нестационарных торговых объектов. И на состоявшемся после выхода постановления заседании Межведомственной комиссии было принято решение о ликвидации газетных киосков, расположенных на остановках общественного транспорта. Пассажиры остались без газет, хотя раньше, в ожидании автобусов, с удовольствием покупали печатную прессу и книги для себя и своих близких; система реализации прессы в очередной раз уменьшилась в объемах; издатели лишились непосредственного доступа к читателям; а город остался без чистых, аккуратных, убранных остановок. Последний пункт связан с тем, что владельцы киосков в ОТМ несли ответственность перед городом за содержание в порядке и чистоте не только торговой точки, но и всего остановочного модуля. Киоскеры рано утром, еще до начала трудового дня, подметали близлежащую территорию, убирали мусор, срывали наклеенные на остановки бесчисленные объявления… Ликвидация этой сложившейся системы привела к ужасающему состоянию остановок общественного транспорта, которое каждый из нас сегодня может наблюдать в непосредственной близости от дома или работы. Остановки грязные, обклеены листовками, изрисованы граффити…

Однако на этом давление на распространителей прессы не прекратилось. В 2013 году, по инициативе Департамента транспорта г. Москвы в столице начался массовый вывод объектов торговли из зон транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). К счастью, в результате совместной работы представителей рынка с Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы попытки уничтожения киосков прессы были приостановлены. Однако уверенности в том, что они не возобновятся, у отрасли нет. Более того, остается открытым вопрос дальнейшего размещения газетных киосков в зонах ТПУ: на каких условиях оно будет осуществляться? будет ли у пассажиров возможность купить в дорогу привычную газету?

Волнуют сегодня отрасль и другие, не менее важные вопросы, в частности — в отношении развернутого в настоящий момент в Центральном административном округе г. Москвы эксперимента по установке нестационарных торговых объектов (в том числе и печати). Будут ли здесь сохранены газетные киоски? В каких объемах? Не будут ли игроки рынка вновь вынуждены сокращать количество НТО? Уже сегодня становится ясно, что определенных проблем избежать не удастся. Так, компания «Пресса для всех» в ЦАО размещала 33 торговых объекта; из них 12 не попадают в схему дислокации, а остальные ждут перемещения. Профильный Департамент СМИ и рекламы проводит огромную работу, пытаясь отстоять «наши» адреса, но удастся ли ему это сделать?..

Рассматривая сегодняшнюю ситуацию в ЦАО с точки зрения накопленного опыта, отметим: у игроков рынка есть все основания опасаться продолжения подобной губительной практики и в других округах Москвы.

На наш взгляд, сегодня, преследуя цель сохранения единого информационного пространства страны, необходимо не сокращать, а наоборот — максимально способствовать расширению и укреплению системы распространения печатных СМИ.

Нужно как можно скорее снять все существующие на ее пути административные барьеры, создать требуемое ей правовое поле, внести в существующее законодательство изменения, дающие киоскам печати право на торговлю на основе только конкурсной системы и сроком не менее чем на пять лет, ввести льготные арендные ставки, разрешить к продаже расширенный ассортиментный перечень.

Тогда у предпринимателей появится уверенность в завтрашнем дне и стимул инвестировать в бизнес, тогда судьба киосков прессы будет прогнозируема, сети смогут идти по пути расширения, у газет и журналов появятся новые каналы для распространения, а читатели вновь смогут приобретать любимые газеты и журналы в привычных и удобных для себя местах.

Указания Президента РФ В.В. Путина о поддержке малого бизнеса и отрасли печати очень воодушевляют всю медийную отрасль. Принятие «Концепции развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года» даст нам надежду на то, что москвичи и гости столицы все-таки не останутся без свежей прессы.

Евгения Трушина, Анна Луговая

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: Нельзя просто взять и снести киоск